Как вести себя с теми, кто хочет только брать и ничего не отдает взамен
Токсичные сотрудники: как распознать и бороться с ними
Принято считать, что трудные в общении, агрессивные и корыстные люди — неотъемлемая часть жизни. Неизбежная, как, скажем, дождь или снег. Но такие сотрудники оказывают токсичное влияние на коллектив. Они используют окружающих для достижения собственных целей и в результате создают в команде атмосферу настороженности, страха и даже паранойи.
Разнообразие типов сотрудников
Хорошая новость в том, что большую часть коллектива составляют «корреляторы» — те, кто стремится к «взаимовыгодному обмену»: в офисах их около 56%. Кроме них встречаются «доноры». Они великодушно поддерживают коллег и предлагают помощь, ничего не требуя взамен. Таких сотрудников примерно 25%.
«Потребителей» всего 19%, но кто-то из них может оказаться в вашей команде, и их негативное воздействие на корпоративную культуру будет в 2-3 раза сильнее позитивного влияния корреляторов и доноров. Один-единственный потребитель в коллективе способен разрушить атмосферу доверия.
Как бороться с токсичными сотрудниками
- Ищите положительные моменты. Люди редко бывают стопроцентными потребителями. Возможно, их потребительское отношение распространяется только на работу: когда-то давно они решили, что только так можно победить в конкурентной борьбе.
- Намекните сотруднику о том, что у него репутация потребителя. Возможно, это заставит коллегу пересмотреть свое поведение. Если вы начальник, можно открыто поговорить с ним о его токсичном поведении и отвести время на изменения.
- Будьте объективны. Не стоит поощрять эгоистичное поведение, но и ожидать от всех коллег бескорыстия тоже не нужно. Корреляторы тоже могут быть невыносимыми, требуя немедленной «расплаты» за свои услуги, информацию или помощь.
Да, идеальных сотрудников не бывает. Но сильный лидер способен сплотить команду, состоящую из самых разных людей.
Заключение
При поиске сотрудников вы тратите много времени на выбор правильных людей, но намного важнее научиться вовремя избавляться от людей неправильных, прежде чем они нанесут серьезный вред компании.
Помните, что успешные потребители — хорошие притворщики. Они изображают согласие, демонстрируют теплоту, вежливость и дружелюбие. Когда они пытаются обманом добиться целей, мы даже можем принять их за доноров.
Об авторе: Адам Грант — профессор Уортонской бизнес-школы, автор бестселлера «Отдавай и бери».