Харассмент на работе: что это такое и как с ним бороться
Харассмент: что это такое и как с ним бороться
Люди обладают солидным запасом возможностей, чтобы досадить друг другу. Достается и знакомым (членам семьи, коллегам, соседям), и даже незнакомым. Определенные виды психологического притеснения — в том числе грубые слова, недоброжелательные замечания, двусмысленные предложения, назойливое внимание, сомнительные шутки, оскорбительные действия, даже угрозы и шантаж — обозначают словом «харассмент».
Харассмент и его «родственники»
Близкие к харассменту понятия также обозначают вредоносные действия по отношению к другим людям:
- травля,
- моббинг (принуждение к увольнению сотрудника),
- абьюз (издевательства, насилие с использованием зависимого положения жертвы),
- газлайтинг (психологические манипуляции, заставляющие жертву усомниться в собственной адекватности),
- пранк (телефонное хулиганство).
Трудно сказать, кто из этих «родственников» старший или младший, но каждый занял свои позиции в ряду «вредителей».
Что чувствует объект харассмента?
Унижение, психологическое давление, растерянность, тревогу — тем, кто подвергался домогательствам, эти переживания надолго портят настроение, создают угрозу психологическому благополучию и снижают качество жизни.
Почему люди так себя ведут?
Что может запускать поведение, которое можно характеризовать как харассмент? Что его формирует? Попытаемся выделить некоторые причины.
- Объективация — восприятие другого как товара или объекта для своего употребления.
- Сексуальная объективация — это отношение к другому человеку исключительно как к инструменту для сексуального удовлетворения.
- «Великий покупатель». Во всем мире растет и набирает силу образ не героя, ученого или святого, а «великого покупателя».
- Власть реальная и воображаемая.
- Анонимность и безнаказанность.
Что делать, если вы столкнулись с харассментом?
В России люди стараются решить проблему своими силами и не говорить об этих ситуациях. Но практика показывает, что это неправильно. Чем больший резонанс по данному вопросу будет в обществе, тем выше шансы найти общий язык, выстроить границы, проявлять эмпатию и чувствовать себя защищенным — на работе, в магазине или по дороге в кино.
Постарайтесь распознать харассмент. Будьте объективны: некоторые требования и замечания могут быть вполне справедливыми.
Ведите себя определенно. Если слова или действия нарушают ваши личные границы — назойливые предложения, бестактные шутки или сомнительные комплименты, — не делайте вид, что все нормально.
Найдите поддержку. Если вы не знаете, как реагировать, или не решаетесь открыто протестовать, не молчите, найдите поддержку.
Обратитесь к психологу. Получите профессиональный совет и поддержку в травмирующей ситуации.
Если это касается отношений на работе, особенно с руководителем, нужно во всем разобраться и постараться найти выход, хотя в России чаще всего подобные ситуации решает уход из компании.
Может сложиться впечатление, что харассмент был, есть и будет всегда, наряду с другими разновидностями агрессивного и досаждающего поведения. Однако есть общая мировая тенденция — повышение уровня осознанности и психологической культуры людей.
Об экспертах:
Юлия Карасева — основатель и генеральный директор компании Inbalansy, бизнес-коуч и психолог, имеет более 14 лет опыта работы в HR-консалтинге, член EAEF и ICF. Ее блог.
Вера Александрова — кандидат психологических наук, бизнес-коуч и эксперт по управлению персоналом с опытом более 20 лет.