Как мыслят аутисты?
Что отличает обыкновенного чудака от человека с синдромом Аспергера?
Сегодня весьма актуально обсуждать различия между обыкновенным чудаком и человеком с синдромом Аспергера. Ведь такие гении как Эйнштейн, Моцарт и Тесла, согласно современным стандартам, попадали бы в аутистический спектр. Аутизм - это широкий спектр состояний. Существуют дети-аутисты, которые не могут говорить, но также есть талантливые ученые и инженеры. Как можно помочь гениям и изобретателям раскрыть свой потенциал? Для этого необходимо понять, что происходит в их умах.
Мышление аутистов
Чтобы начать мыслить как аутисты, нужно забыть о вербальном языке. Мысли аутистов строятся на образах. Например, когда обычный человек представляет себе шпиль церкви, он видит абстрактное изображение. А для человека с синдромом Аспергера, это будут конкретные образы - церковь детства, церковь в Форт-Коллинзе и другие. Они могут держать эти образы в голове и превращать их в фильм.
Одной из отличительных особенностей аутистического мышления является внимание к деталям. Например, в тесте на нахождение больших или маленьких букв мозг аутиста справится гораздо быстрее. В то время как мозг обычного человека может игнорировать детали. Это показывает, что аутисты могут лучше обрабатывать информацию на уровне деталей.
Развитие способностей
Многим детям-аутистам может потребоваться пропустить алгебру и перейти сразу к геометрии и тригонометрии. Исследования показывают, что у людей с аутистическим спектром мышления зрительная зона является первичной. Если ребенок в школе рисует с перспективой, это может указывать на развитое визуальное мышление.
Аутистическое мышление всегда узко специализировано. Дети-аутисты могут быть одаренными в одной сфере, но неуспевающими в другой. Важно помочь им развивать свои сильные стороны, а не фокусироваться на слабых. Например, использование фиксации ребенка на определенном объекте или теме для мотивации в обучении.
Развитие и обучение
Важно учитывать разные типы мышления и развивать их. Дети с визуальным мышлением могут стать графическими дизайнерами, фотографами или компьютерными специалистами. А те, у кого схематическое мышление, могут стать математиками, программистами или разработчиками ПО. Необходимо научиться находить подход к каждому человеку, учитывая его особенности мышления.
Итак, понимание различий между обычным чудаком и человеком с синдромом Аспергера поможет нам лучше поддерживать и развивать таланты и способности каждого.
Об авторе: Тэмпл Грандин — биолог, автор книги «Отворяя дверь надежды. Мой опыт преодоления аутизма» (Теревинф, 2012).