Чем отличаются роли матери и отца в семье
Что делают для ребенка родители, бабушки и дедушки, тети и дяди?
Любят, целуют, учат, балуют, воспитывают… и ведут его к той точке, где он из беспомощного новорожденного становится самостоятельной, цельной, эмоционально зрелой личностью. В этом и заключается основная роль родителей и близких родственников, считает психолог Марина Пономарева. Но на каждом этапе развития ребенка кто-то из них выходит на авансцену, а кто-то удаляется за кулисы. Хорошо, когда все члены семьи понимают общий сценарий и особенности каждой роли.
Мать защищает
«С момента рождения мать играет главную роль в жизни ребенка, — говорит Марина Пономарева. — Она заботится об удовлетворении его физиологических и эмоциональных потребностей: кормит, ухаживает, следит за режимом дня, прикасается к нему, улыбается, разговаривает с ним, дает игрушки и знакомит с окружающей средой».
Мать помогает ребенку развивать мир его чувств, учит его обращаться с собственным телом, постепенно осознавая его границы. Даже со временем, когда ребенок подрастает, мать по-прежнему его защищает. Забота об эмоциональных потребностях важна на каждом этапе развития. Если мать с этой задачей не справляется или сама становится источником угрозы, ребенок тяжело это переживает.
Бабушки и дедушки
Их главная задача — баловать внуков, — считает Марина Пономарева, — а также эмоционально поддерживать родителей, делиться опытом. Старшее поколение в семье может заботиться о внуках, проводить с ними время, тем самым разгружая родителей. А еще оно обеспечивает связь с родом и прошлыми поколениями — так ребенок осознает себя как часть чего-то большого и вечного, и это дает ему внутреннюю опору и эмоциональную устойчивость.
Отец структурирует
Роль отца в семье, в отличие от принимающей и поддерживающей материнской, — структурирующая. Она выходит на первый план примерно с трех лет ребенка. Одна из важных задач — дать модель поведения в обществе, научить принятым в нем правилам. Именно отец объясняет, что плохо, а что хорошо, знакомит с внешним миром через общие дела. Включает сына в «мужские» занятия. Он авторитет, олицетворение закона и порядка.
С одной стороны, он обеспечивает безопасность, с другой — предоставляет самостоятельность. Грубые и шумные игры с отцом способствуют более активной стимуляции и развитию моторики, ориентации в пространстве. А эмоциональная включенность и деловой стиль общения развивают речь, логику, мышление.
Ребенок-родитель
Необходимое условие для развития ребенка, норма, когда родитель — это родитель, а ребенок — ребенок, — убеждена Мария Дьячкова. Не страшно, если роли мамы или папы перепутаны или не выполняются в полном объеме — ребенок доберет дефицит либо в школе, найдя эмоциональный контакт с учителем, либо среди знакомых взрослых.
Ребенок-партнер
Нередко на детей взваливают непосильную эмоциональную ношу, даже не осознавая этого. В моей практике был случай, когда 11-летнего мальчика наградили правом решать судьбу всей семьи. Он был талантлив, но не умел общаться со сверстниками, не выносил насмешек. И родители, имея при этом еще двоих детей, каждый раз переводили его в другую школу, меняя соответственно школу и детсад двум другим и снимая новую квартиру. С точки зрения родительских функций по отношению к этому ребенку — они молодцы, они «для него». Но подтекст у этой истории такой: у тебя одного есть право решать, как жить нашей семье. Для детской психики это тяжелое испытание.