Шесть уровней привязанности по Ньюфелду
Значение привязанности для выживания
От близости с теми, кто о нас заботится, напрямую зависит наше выживание. Привязанность создает контекст, в котором взрослому легко ухаживать за ребенком, а ребенку — принимать эту заботу. Кроме того, она работает как щит против внешнего стресса: ощущая, что о нем заботятся, что его принимают только за то, что он существует, ребенок может спокойно исследовать свое «Я», свои интересы и желания, и становиться все более независимым.
Шесть уровней привязанности
Ньюфелд рассматривает привязанность как любое стремление к контакту и близости: физическому, эмоциональному, психологическому. По мере взросления, развития мозга и становления личности меняется и способность к выстраиванию отношений.
- Чувства
- Подражание
- Принадлежность, лояльность
- Чувство важности для другого
- Любовь
- Чувство, что тебя знают
Шесть уровней привязанности
Первый уровень, с рождения, — привязанность через чувства. Для выживания младенцу необходимо быть в непосредственном физическом контакте со взрослым, который о нем заботится. Если тактильного контакта нет, то ребенок должен хотя бы слышать, видеть его, чувствовать запах.
На втором году жизни у ребенка развивается привязанность через «похожесть». Он начинает имитировать тех, кого любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях. Теперь ему очень важно быть таким же, как его родители.
К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности. Это желание принадлежать к тем, кто любит тебя, и обладать тем, кого любишь («моя мама»). В этом возрасте появляется ревность. Дети начинают искать подтверждения тому, что они принадлежат «своей» семье, «своему» клану, либо начинают искать на стороне, кому бы принадлежать.
Подробнее о том, как укреплять привязанность и ответственно выстраивать отношения с ребенком, в книге Ольги Писарик «Привязанность — жизненно важная связь» (Ресурс, 2019).