Фильм против национализма обвинили в национализме: почему «Айта» уходит из проката?

Фильм против национализма обвинили в национализме: почему «Айта» уходит из проката?
Опубликовано 18-03-2024, 21:57 в Фильмы | Родителям | Человек среди людей

Фото«Про: взгляд»

Киноленту пришлось исключить из библиотек онлайн-платформ по требованию Роскомнадзора: «В картине демонстрируется неравенство лиц по национальному признаку: положительные стороны героев одной национальности противопоставлены подчеркнуто негативным чертам героев другой национальности». Однако идея, заложенная в фильме, как раз и заключается в том, что национализм, шовинизм — это явления, которые подрывают общество и причиняют ему вред.

Начало фильма разворачивает конфликт между якутами, жителями небольшого поселка, и единственным русским среди них, которого заподозрили в совершении тяжкого преступления. Конфликт обострен, чтобы обнажить важные проблемы. Сюжет держит зрителя в напряжении, но в финале режиссер намеренно сажает героев за стол переговоров. Мы имеем возможность вместе с ними прожить примирение и сделать важные выводы:

- Для здорового развития российского общества необходимо жить дружно всем народам, населяющим большую страну.

- Важно не спешить с осуждением, а дать себе время разобраться в проблеме.

- Нужно уделять внимание детям и поддерживать с ними доверительные отношения, чтобы уберечь их от возможных глупых и страшных шагов.

Можно ли решать трудности, не называя их, не вытаскивая на свет? На этот счет стоит привести слова великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, который, как мы помним, обличал многие социальные проблемы того времени: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!..» Слезы художника — это переживание за то, чтобы мир, в котором он живет, стал лучше и добрее. А художественные методы, которыми он владеет, — лишь способ заговорить о проблемах и предложить пути их решения.

Сюжет

Девочка-подросток Айта совершает самоубийство после вечеринки с друзьями. У нее находят записку с мужским именем. Именно так зовут одного из сотрудников местной полиции. Благодаря слухам и домыслам в считаные часы он становится подозреваемым, обвиняемым, подсудимым и затем виновным — для жителей округи. Не дожидаясь следствия и законного суда, люди, пылающие гневом на грани безумия, готовы вершить свой собственный суд…

«Праведный гнев» с правом на насилие

В разное время это явление проявлялось в различных формах. Школьная травля и бойкоты, суд Линча, культура отмены… Возникновение и распространение волны всеобщего негодования на того, кого посчитали «плохим», — одна из важных психологических и философских тем, которые подняли создатели фильма.

Жители якутского поселка делают выводы на основании одного известного им факта — имени в записке. Подозрения в адрес человека с этим именем, русского по национальности полицейского, превращаются для людей в убеждение: он виновен. Он для них — чужак. Отец охвачен горем и желанием мстить. Его соседи не допускают сомнений и готовы помочь ему в жестокой расправе над тем, кого единодушно считают виновным.

Чужаки

Вторая важная тема фильма — шовинизм и ксенофобия, неприязнь к чужакам, людям другой национальности и культуры. Причем она проявляется в обе стороны: для русского по национальности полицейского «все якуты на одно лицо», но и для жителя якутского поселка «все русские на одно лицо». И тот факт, что Афанасий — чужак, как будто становится еще одним неопровержимым доказательством его «вины» в глазах сельчан.

Мнение режиссера

Я не снимал фильм про якутский национализм. Когда кажется, что «все на одно лицо», можно учиться различать. Мы видим разные лица в кино и начинаем разделять. Можем отличить немца от шведа, японца от корейца, бурята от якута… А если не хотеть различать — будешь так и считать, что все на одно лицо.

Я считаю, что в современном мире не должно быть шовинизма. Из-за чего он возникает? От незнания, невежества, от стереотипного мышления. А сейчас благодаря интернету есть возможность узнать любого. Это проблема не только в нашей стране. Так в Таиланде стереотипно относятся к русским, судя по туристам, которые выпивают и ведут себя неадекватно. Но ведь это не значит, что все русские такие.

Шовинизм бывает и обратным. Прилетел человек в Москву, встретился с неприятием, вернулся — и однажды оказался в большинстве, а этот шовинизм уже идет от тебя. Как в моем фильме, когда русский попал в другую национальную среду и стал чужаком. Но тогда ты ничем не лучше того, кто проявлял неприязнь к тебе.

Об этом нужно говорить и понимать, что это вообще неправильно и очень глупо в наше время. Каждый может стать сам когда-то объектом шовинизма. И стоит задуматься, мысленно поменяться местами с человеком: а если ко мне будут так же относиться?

Тут есть еще один важный момент: что ты делаешь, чтобы к тебе относились иначе. Я раньше сталкивался с шовинизмом здесь, в Москве, особенно в начале двухтысячных. Сейчас практически этого не ощущаю — бывает моменты, но я справляюсь. А тогда я очень негативно относился, что тоже было ошибкой. Да, обидно. Но что я делал, чтобы этого не было? Ничего не делал, я только усиливал это противостояние. Как только видел милиционера (а меня все время останавливали в метро), психологически готовился: натягивал капюшон, отворачивался — и меня, конечно же, тем более останавливали для проверки. Сразу, почувствовав шовинистическое отношение, ты воспринимаешь это в штыки, и, конечно же, взаимная неприязнь усиливается. Что меняет ситуацию? Общение. А когда я это все понял — ну остановили и остановили, работа у них. «Здравствуйте, — говорю, — добрый день, что случилось, кто тут хулиганит, кого ищете?» Когда ты не делаешь себя объектом шовинизма, а просто общаешься — это помогает.

Соцсети и общественное мнение

Сюжет развивается быстро — мы наблюдаем жизнь растревоженного трагедией поселка в течение нескольких часов. И в том, с какой скоростью общественное мнение линчует Афанасия, во многом виноваты соцсети. Буквально несколько минут — и информация распространяется далеко за пределы поселка, люди подхватывают ее и раздувают пожар, заражаясь друг от друга агрессией.

Мнение режиссера

С развитием информатизации появляется множество возможностей. Учиться можно. Читать книги. которых нет у тебя в библиотеке. Смотреть фильмы — разные, на разных языках, изучать разные культуры, народы, страны. Ты можешь узнать столько всего!

Сейчас идет развитие, цифровизация — это здорово. Но мы, как и люди во всем мире, забуксовали в начале этого пути.

Изобрели соцсети — так здорово для общения. Но мы выбрали этот путь, где мы там всех обсуждаем, осуждаем, и ввиду этого популярными становятся темы о преступлениях, убийствах, или кто-то оказался не тем.

Благодаря соцсетям мы хорошо общаемся на расстоянии, но тем временем слишком верим всему, что там пишут. Не способны фильтровать обилие информации — это сильно показала нынешняя ситуация в мире. Но есть же возможность изучить, подумать, исследовать, узнать другие точки зрения.

В фильме показано, как быстро в человеке включается злое, звериное. Информационное развитие убыстряет эти процессы и увеличивает сферу влияния.

Полицейского обвинили в педофилии — новость растиражировалась и вернулась туда же, приведя к опасной ситуации. Мы все время ищем подвох, ищем плохое, не замечая, сколько хорошего происходит. Об этом нужно помнить.

Отцы и дети

Ребенок делает выбор убить себя, а не пойти со своими проблемами и переживаниями к родителям. Какова их ответственность в этой ситуации? Вспыльчивого и авторитарного отца, который, похоже, не был душевно близок с дочерью. Или послушной ему матери, обожающей единственного ребенка, но не заметившей, что девочка выросла… Это еще одна важная — старая как мир, но всегда актуальная тема, отраженная в фильме Степана Бурнашева.

Мнение режиссера

В современном мире есть большая проблема с общением. Мы перестаем общаться вживую. И упускаем важное в воспитании детей, мало времени им уделяем: поужинали, они пошли к своим гаджетам, взрослые — к своим. Это повсеместно.

С подростками всегда были сложности — мы же сами были когда-то такими. Мы понимаем, как это тяжело, когда ты сам подросток и считаешь, что взрослые абсолютно не правы. А потом твои дети растут, и ты оказываешься тем же самым взрослым, который не понимал тебя много лет назад. Но ведь важно общаться и решать проблему.

Я как отец это чувствую. И своим фильмом я говорю таким же, как и я, людям, что надо уделять внимание детям. Ведь оказалось, что родители не знали, по сути, свою дочь.

Вера в людей

Острый конфликт показал, как быстро в нормальных, обычных, таких, как все мы, людях может проснуться нечто бездумное, агрессивное, жестокое. И все же фильм не оставляет депрессивного ощущения —

2
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
15 фильмов, которые помогут вам пережить расставание«Книга решений» Мишеля Гондри: история гения… или пациента с ментальным расстройством?7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цельЖенщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней РебеккиАнтон Бильжо: «Было интересно следить за взаимодействием двух позиций»«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важного«Мне было 13 лет, а ему не 20 и даже не 30»: история несчастливой первой любвиКинотерапия для снятия тревожности: инструкция психологаРадмила Хакова: «Я нашла человека, которого искала»«У вас есть лучший друг. Это вы сами»Кино из-под пледаЗа что мы действительно ответственны: вина в контексте политики, морали и культуры10 шагов, чтобы проводить больше времени с семьей и меньше на работе4 причины посмотреть фильм «Золотая перчатка»14 признаков фашизма
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения