«Ребенок способный, но невнимательный»: как исправить ситуацию
Почему ребенок может быть невнимательным?
Трудности с вниманием у ребенка не означают, что он глупый. Дети с высоким уровнем интеллекта часто бывают рассеянными из-за того, что их мозг не справляется с обработкой информации от разных органов чувств.
Одной из причин невнимательности может быть то, что механизмы мозга, отвечающие за непроизвольное внимание, не достигли необходимой зрелости к моменту начала школьного обучения. Этим детям приходится прилагать больше усилий, чтобы не потерять внимание на уроке, и они не всегда могут контролировать этот процесс.
Важные факты о внимании, которые важно знать
- Внимание существует в различных видах деятельности: слушание, смотрение, движение. Ребенок может быть внимательным в одной области, но невнимательным в другой.
- Внимание бывает непроизвольным и произвольным, и произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.
- Для активации произвольного внимания необходимо уметь обнаруживать определенные сигналы, игнорировать отвлекающие факторы и быстро переключаться на новые задачи.
- Многие структуры мозга участвуют в регуляции внимания, и точно неизвестно, какие именно области отвечают за этот процесс.
- Дефицит внимания может сопровождаться гиперактивностью, но также может проявляться и медлительностью.
Невнимательность у ребенка может быть лишь вершиной айсберга, и часто связана с другими дисфункциями нервной системы.
Как помочь ребенку быть более внимательным?
Есть несколько универсальных рекомендаций, которые могут помочь любому невнимательному ребенку:
- Обеспечьте ему не менее трех часов свободной физической активности ежедневно, чтобы стимулировать мозг и помочь ему лучше обрабатывать информацию.
- Контролируйте время, проведенное перед экраном, так как устройства с экраном могут ухудшить способность к обучению и вызвать отвлекающиеся поведенческие проблемы.
- Не тормозите и не торопите ребенка, давайте ему возможность работать в своем темпе и учитывать его индивидуальные особенности.
Помните, что мозг ребенка может изменяться в ответ на изменения опыта и образа жизни. Родители играют ключевую роль в формировании образа жизни ребенка, и их поддержка может значительно помочь улучшить работу нервной системы.
Автор: Виктория Ефимова, психофизиолог, кандидат педагогических наук, руководитель клиники "Прогноз".