Когда ребенка бьют... пусть даже словом
На физическом уровне насилие — переживание боли, а боль сигнализирует об опасности и запускает механизм «бей или беги». Взрослый сильнее, поэтому редкий ребенок будет проявлять по отношению к нему физическую агрессию.
### Физическое насилие и его последствия
Однако выход эмоциям нужен, поэтому агрессия часто направляется на тех, кто не может себя защитить. Это могут быть и другие дети, и некоторые взрослые. Именно поэтому внезапно проявившаяся агрессия может быть симптомом того, что по отношению к ребенку применяют насилие.
Насилие — не только применение физической силы, но и любые действия, сознательная цель которых — контролировать или подчинить себе другого человека с помощью страха, унижения, запугивания, обвинения, принуждения, манипуляции. Когда мы кричим на ребенка, обзываем его, лишаем значимых вещей или общения с друзьями, с физиологической точки зрения мы наносим ему практически такой же вред, как когда бьем ремнем.
### Последствия для развития мозга ребенка
Тех, кто в детстве регулярно переживал насилие, уменьшены размеры структур мозга, которые обрабатывают эмоциональную информацию и отвечают за память. У них нарушен обмен некоторых нейромедиаторов и веществ, связанных с регуляцией состояния стресса. Неправильно работает и так называемая «мозговая система подкрепления», что делает этих людей менее решительными и мотивированными на саморазвитие.
### Последствия для психики
У детей, переживших насилие, появляется страх наказания, что приводит к утрате доверия, психологической закрытости и нежеланию проявлять себя. Это приводит к нарушению привязанности и формированию идеи, что бить — это нормально.
### Выжившие
Победителей, вышедших целыми из ситуации домашнего насилия, не бывает. Однако существуют разные варианты относительно благополучного развития. Некоторые сохраняют себя, нашедшие силы на протест, другие присоединяются к агрессору в надежде на любовь, а третьи становятся лгунами.
### Профилактика насилия
Важно заранее выявить свои «спусковые крючки», чтобы научиться быстро осознавать происходящее и говорить себе «стоп». Разрешите ребенку самому принимать решения хотя бы в тех ситуациях, которые не представляют особой важности.
### Вывод
Наивно и опасно надеяться, что путем телесных наказаний можно вырастить психически здорового, умного, эмоционально зрелого человека, уважающего и себя, и окружающих. Важно находить альтернативные методы воспитания и обращаться за помощью, если это необходимо. Насилие не решает проблемы, оно создает их.