Как говорить с детьми о людях с особенностями здоровья
Почему нам сложно говорить о болезнях и смерти?
В момент встречи с темой болезни и смерти у нас есть две основные сложности. Отсутствие знания о том, как действовать, отсутствие «правильных» слов и шаблонов действия. Микростресс от крушения базовых иллюзий о бессмертии, вечном запасе здоровья и полном контроле над жизнью. Мы сталкиваемся с чувствами, сопутствующими потере: шоком, торгом, гневом, печалью, принятием ситуации.
Много противоречивых чувств поднимается одновременно. Мы можем не распознать их сразу, но они определяют наше поведение и то, как мы говорим со своими близкими. Если мы способны зрело говорить на сложные темы, беседа будет полезной для всех.
Нужно ли ограждать детей от сложных тем?
Ребенок рано или поздно столкнется с темой болезни и смерти. Если мы не поддерживаем разговор на эту тему, ребенок будет сам наедине «переваривать» ужас и тревогу, формируя вредные мифы. Поэтому важно говорить с детьми о болезнях и смерти, используя простой язык и факты.
- Говорите о фактах и уникальности каждого тела.
- Предоставьте ребенку инструменты — слова для обозначения чувств.
- Групповой разговор может быть полезнее для справления с травмой.
Когда мы сталкиваемся с болезнью и смертью, особенно у детей, чувствуем беспомощность и растерянность. Помогая тяжелобольным детям и участвуя в благотворительных акциях, мы становимся активными субъектами, действующими в обществе.
Как говорить с ребенком о болезнях?
Используйте простой понятный язык и обсуждайте факты. Предоставьте ребенку инструменты для выражения чувств. Групповой разговор может быть полезным для справления с травмой. Таким образом, ребенок не остается беспомощным перед сложными темами и получает инструменты для саморегуляции.
Невозможно избежать потерь в жизни. Важно иметь внутренние инструменты и стратегии для справления с переживаниями. Говоря о болезнях и смерти с детьми, мы формируем их способность справляться со сложностями и даем инструменты для саморегуляции.
Об авторе: Мария Егорова — психолог, преподаватель Института интегративной семейной терапии, автор и ведущая клиентских и обучающих программ по работе с психологической травмой.