Виктор Цой — человек своей эпохи или «вечный подросток»?
Творчество как мистический процесс
Творчество нередко рассматривается как мистический процесс. Многие верят, что поэт транслирует креативную энергию, получая ее из Вселенной. Карл Густав Юнг назвал бы это проявлением коллективного бессознательного.
Проявление личности в творчестве
Описывая лирического героя, поэт до определенной степени проявляет себя, порой неосознанно раскрываясь, а порой примеряя тот или иной образ. Не зная биографии и контекста, трудно определить, какова доля авторского «Я» в стихах. Однако песни как способ самовыражения определенно подразумевают проявление себя, своей самости.
Эпоха в творчестве Виктора Цоя
Восьмидесятые — а группа «Кино» записала первый альбом в 1982 году — это последнее десятилетие эпохи «застоя», концом которой считается начало перестройки в 1987. О застое можно говорить много и сложно. В данном контексте это эпоха стагнации, товарного дефицита, процветания так называемого блата и связей и продолжения борьбы с инакомыслием.
Ощущение неминуемых перемен после долгой стагнации проявлено и в творчестве Виктора Цоя. В его песнях довольно часто встречается противопоставление: «они» и «мы», обыватели и бунтари. Романтически неприкаянный лирический герой Цоя — где-то один, на темных холодных улицах, непонятный для тех, «кто учился в спецшколе».
Подростковый бунт и творчество
Образы войны усиливают антитезу между ним и ему подобными и теми, «для которых теорема верна». Подросткам важнее громко заявить о себе: «Дальше действовать будем мы». Романтизация любви и смерти, свойственная почти всему русскому року, — тоже типично подростковая тема.
Из песен Цоя складывается собирательный образ «последнего героя», который борется за правду и обречен умереть молодым. «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать». Возможно, сегодняшняя популярность песен Цоя у подростков совсем иной эпохи объясняется именно спецификой тем и талантом, с которым он их раскрывал.
Вечный бунт и протест
«Всегда будет бунт, всегда будет протест и будут те, кто найдет внутри себя слова, чтобы это описать». Психотерапевт Гурген Хачатурян отмечает, что каждому времени свойственно появление нонконформистов, которые не согласны с устройством системы и ищут ответы на свои вопросы через творчество.
Безусловно, песни сложно назвать способом исключительно самовыражения. Это не только субъективно личные переживания. Если ты испытываешь какие-то чувства и умеешь их выражать с помощью творчества, найдется еще какая-то группа людей, которые будут испытывать что-то подобное.
Как бы странно это ни звучало, но в свое время и Моцарт, и Гайдн тоже считались бунтарями. Они не принимали какие-то классические каноны той музыки, которая была тогда. Всегда будет бунт, всегда будет протест и будут те, кто найдет внутри себя слова, чтобы это описать. И люди, которые, за неимением собственных слов, будут слушать музыкантов.