Людмила Петрановская: «Цель родителя — стать ненужным»

Людмила Петрановская: «Цель родителя — стать ненужным»
Опубликовано 4-03-2024, 23:50 в Родителям | Познать себя

Роль взрослых в формировании уверенности у детей

С момента появления на свет ребенок становится центром жизни семьи. Родители, бабушки и дедушки заботятся о младенце, беспокоятся, хорошо ли он ел, спал, стараются всячески радовать его. Ребенок день за днем получает информацию о том, что он принят в мире, у него формируется уверенность — «со мной все хорошо, я здесь по праву». Дети, у которых сформировано это ощущение, несут в себе заряд уверенности, могут спокойно и конструктивно реагировать на критику, находить выходы из сложных ситуаций.

Последствия отсутствия поддержки

Если же ребенок был лишен семьи или родители занимались чем угодно, но не им, если у него не было сформировано убеждение, что он существует в мире по праву, даже повзрослев, он любую проблему будет воспринимать как катастрофу, которую невозможно пережить. Такому человеку трудно учиться на своих ошибках, он становится очень уязвимым, тревожным, агрессивным.

Значение близких отношений для детей

Для взрослого человека количество фрустраций, переживаемых ребенком, кажется запредельным. Но ребенок справляется. Мы приходим в мир абсолютно беспомощными, мы не можем позаботиться о себе. Наше выживание, возможность стать самостоятельным и ответственным человеком полностью зависит от того, будет ли у нас «свой взрослый», тот, кто готов заботиться, защищать, жертвовать своими интересами ради нас.

В идеале у каждого из нас должен быть «свой взрослый», рядом с которым спокойно и безопасно, который находится с ребенком в отношении привязанности — отношении защиты и заботы. Оно становится для детей мостиком в жизнь, проходя по которому они будут развиваться и постепенно становиться самостоятельными.

Исследование мира и фрустрация

Научившись ходить, ребенок начинает активно исследовать мир: постоянно что-то трогает, изучает, куда-то лезет. И, естественно, когда он так активно всему учится, он очень часто испытывает фрустрацию — негативное переживание, связанное с неудачей, невозможностью получить желаемое.

Залезал на диван — упал, играл с дверцей — прищемил пальцы, потянулся за чашкой — чашка разбилась, захотел съесть конфету — мама не разрешила… И так каждый день! Для взрослого человека количество фрустраций, переживаемых ребенком, кажется запредельным. Но ребенок справляется.

Роль близких отношений в преодолении стресса

Мы социальные существа, мы получаем поддержку и защиту в отношениях с близкими людьми. Когда мы сталкиваемся с чем-то, что вызывает слишком сильные, непереносимые негативные эмоции, с которыми мы не можем справиться, нам важно получить поддержку.

Когда человек испытывает стресс, происходит мобилизация всех ресурсов организма. Необходимо, чтобы какой-то человек предоставил себя в качестве контейнера, психологической утробы, создал безопасный кокон между нами и миром, чтобы в этом коконе мы смогли безопасно пережить любые сильные чувства. Благодаря этому механизму — контейнированию — человек выходит из состояния стрессовой мобилизации. Универсальный способ контейнирования — объятия.

Значение поддержки в преодолении фрустрации

Для взрослого человека может быть достаточно разговора, внимания. Ему важно получить сигнал: «Я не один, обо мне позаботятся, я могу не беспокоиться о своей безопасности». Для ребенка это особенно важно, поскольку переживать фрустрацию и одновременно заботиться о безопасности невозможно. А чувство незащищенности мешает ему развиваться.

Только близкие отношения дают возможность справиться с фрустрацией без потерь. Без контейнирования ребенок лишен возможности демобилизоваться, он застревает в состоянии стресса, становится напряженным, недоверчивым, у него повышается уровень тревожности, агрессивности.

Значение близких отношений в развитии ребенка

Когда человек испытывает стресс, происходит мобилизация всех ресурсов организма. Чтобы увеличить шансы на успех, все системы начинают работать на повышенных оборотах. Но длительное пребывание в таком состоянии невозможно, поэтому после каждой мобилизации, чтобы гормоны стресса ушли из крови, необходима демобилизация, расслабление.

Если же ребенок получает поддержку взрослого, он может переживать сильные стрессы, не разрушаясь, не приобретая патологических черт характера, накапливает позитивный опыт переживания неудач и учится извлекать уроки из собственных ошибок.

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
9 способов оставаться активными для тех, кто не любит спорт7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цельКак заботиться о себе в кризисной ситуации: советы психологаРодители тоже плачут: почему детям полезно видеть наши слезыЖенщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней РебеккиУберечь ребенка от сексуального насилияКогда ребенку пора к психологу?Элизабет Гилберт: «Как я реагирую на критику»«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важного«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в РоссииЛама Йонге Мингьюр Ринпоче: «Счастье живет в каждом из нас»Порноместь: что делать, если вас шантажируют публикацией интимных фотографий«Боюсь расстроить близких и забываю о своих интересах»«У меня все слишком легко складывается»Конфликт интересов: родители vs бабушки и дедушки
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения