10 оттенков страха Владимира Машкова и его команды

10 оттенков страха Владимира Машкова и его команды
Опубликовано 4-03-2024, 21:41 в Коммуникация | Человек среди людей

Страхи и спектакль: исследование героев пьесы "И никого не стало"

Встреча со страхами на уединенном острове

Представьте, что вы по приглашению неизвестной особы приезжаете на тихий уединенный остров. Вместе с вами оказываются несколько незнакомцев. И в сей таинственной обстановке громкий голос «с небес» публично озвучивает ваш самый постыдный проступок в жизни, а затем грозит страшным возмездием. Вам предстоит с минуты на минуту закончить жизнь самым трагическим образом. Бежать некуда, вы загнаны в угол. Что вы испытаете — ужас? Злость? Отчаяние? Панику? Желание биться до конца? В таких обстоятельствах оказываются герои пьесы Агаты Кристи «И никого не стало».

Рождение пьесы и страхи героев

Пьеса родилась из романа, известного в России, как «Десять негритят». В основу сюжета легла старинная считалочка о десяти маленьких негритят, позднее переименованных автором в индейцев из соображений политкорректности. Оказавшись на спектакле, поставленном Владимиром Машковым, зрители могут присоединиться к страхам персонажей и исследовать, вытащить из сумерек на яркий свет то, что пугает их самих. Довести ситуацию до абсурда, соотнести ее с реальностью и, в конечном счете, освободиться и успокоиться.

Интервью с участниками спектакля

Владимир Машков, режиссер

Страх в спектакле. Каждый персонаж нашего спектакля напуган, но проявляется это по-разному: одного страх парализует, у другого вызывает сопротивление, третий начинает защищаться или бросается в атаку. А кого-то охватывает такой сильный ужас, что он просто теряет сознание: выдерживать страх ему настолько невыносимо, что лучше уж сразу отключиться, не дожидаясь развязки. И вот я, как режиссер, впускаю в себя страхи всех героев сразу (и заодно актеров) — от волнения до паники. Исследуя различные реакции и глубину поражения, вспоминаю и свои болевые точки, но это не столько страшно, сколько интересно. Страх в жизни. У меня было однажды столкновение с самым главным страхом — страхом смерти. И справиться с ним помог мой персонаж. На съемках фильма «Край» Алексея Учителя (2010) мне надо было переплыть бурную реку Вуокса. Стоял октябрь, вода градусов восемь. Я в солдатской одежде должен был прыгнуть в воду и проплыть метров 20. Я играл танкиста, который вернулся с фронта, мужественного, отважного человека. И вот я, под воздействием этого героического образа героически оттолкнулся, прыгнул и героически поплыл. Течение оказалось таким сильным, что меня понесло в сторону. Все силы ушли на сопротивление, а тут еще ремень с сапогами на шее... У меня свело ноги, и я понял, что тону. С берега машут: возвращайся, снято! А у меня нет сил даже двинуться к берегу. Я выныриваю на мгновение, а крикнуть «помогите» не могу. Потому что ну не мог мой персонаж проявить такую слабость. Не в его это характере. Из последних сил я бросил каскадеру, который ждал на берегу с веревкой: «Слава, мне кранты!» Только слово там было пожестче. Такое суровое, сдержанное мужское прощание. Слава кинулся ко мне навстречу, бросил веревку, я чудом за нее ухватился. Вот так я прикрылся от своего личного позора образом бесстрашного героя, который с презрением относился к смерти.

Личный лайфхак от Владимира Машкова

Могу подсказать, как преодолеть страх сцены, страх публичного выступления, который мне хорошо знаком с юности. Как бы тебя ни трясло перед выходом, надо сосредоточить внимание на первой, конкретной задаче, целиком сконцентрироваться на этом действии. Скажем, ты должен выйти — и перенести стул на другое место или разложить бумаги. Все. Просто выйди и сделай это. А дальше одно действие цепляется за другое. Ты увлекаешься, входишь в процесс, и паника отступает.

Анна Чиповская, актриса

Страх в спектакле. Думаю, больше всего моя героиня Вера боится беспомощности. Это ужасное ощущение. Она фактически заперта на этом острове, бежать некуда, а главное, совершенно непонятно — от кого. Трагедия, случившаяся в ее жизни, продолжает ее преследовать: Вера была няней у мальчика, который во время купания по ее недосмотру заплыл за скалу и утонул. Это тоже играет огромную роль в ее состоянии. Не знаю, как я бы чувствовала себя на ее месте, способна ли была это пережить. Страх в жизни. Я в детстве была очень смелой, вечно забиралась выше всех, сдирала ноги в кровь, прыгала в море с самых высоких скал. Потом что-то произошло, и я превратилась в трусиху, до сих пор кое-чего боюсь, и поверьте, это сильно мешает жить. Поэтому я страх исключила. Таков мой способ борьбы с ним.

Виталий Егоров, актер

Страх в спектакле. Мой герой, доктор Эдуард Армстронг, пьяным оперировал женщину, в результате она умерла. Он боится признаться себе, что виновен. Он не знает, не понимает, станет ли ему легче, если он признается. И потому боится. Мне же кажется, после признания человеку всегда становится легче: камень с души, гора с плеч… Одно из маленьких «счастий» Армстронга, что он успел перед смертью все-таки признаться и освободился. Я думаю, что он ушел из жизни более счастливым, чем до приезда на остров индейцев.

Яна Сексте, актриса

Страх в спектакле. Моя героиня Этель боится, что все узнают о ее преступлении: ухаживая за больной пожилой женщиной, Этель не дала ей вовремя лекарство, и та умерла. Моя героиня убедила себя, что невиновна. Она же вроде ничего плохого не делала, не била, не душила подушкой. Просто не вызвала вовремя врача. Более того, совершила своего рода эвтаназию, облегчила женщине уход. Но все эти логические объяснения освобождения не приносят. А публичная огласка преступления вызывает у Этель настоящую паническую атаку, переходящую в истерику. Ей не позавидуешь. Страх в жизни. Мне бурная реакция на испуг тоже свойственна. Я однажды чуть не сорвала репетицию, увидев резиновую змею. Сказать, что я боюсь змей — это ничего не сказать. Я боюсь шнурка, даже кусочка шланга, лежащего на земле. А тут змею — реквизит из другого спектакля — вытащили из банки с физраствором и повесили просушиться на пульте помрежа. У меня очень плохое зрение. Но это не помешало мне увидеть именно то, чего боюсь. Напугалась так, что взлетела на метр над землей. Вслед за мной от неожиданности взлетел и Владимир Машков, который стоял рядом. Панический страх змей вынудил меня отказаться от роли Гали Четвертак в фильме «А зори здесь тихие». По сюжету Галя должна кинуть ужа девчонкам в баню. Я тут же спросила у режиссера: «А как мы будем снимать эту сцену?» «Дадим тебе ужа, и ты его бросишь». Я говорю: «Нет, я не кину. Более того, если я буду знать, что где-то на площадке уж, я вообще не смогу играть». Продюсеры даже связались с московским зоопарком, там есть программа психологической подготовки по работе с пресмыкающимися. Но вскоре фильм заморозили, и мне так и не удалось избавиться от страха змей. Так я и осталась со своей фобией. Но по крайней мере, я знаю, что с ней можно работать.

Евгений Миллер, актер

Страх в спектакле. Мой герой — Филипп Ломбард, отставной офицер. Вообще, Ломбард ничего не боится. Ведь много лет война была его жизнью и профессией, он не раз бросался во все тяжкие и вызывал огонь на себя. Он бесстрашен. Но здесь, на острове, он сталкивается со страхом, который прежде не испытывал — со страхом непонимания происходящего. Можно воевать с врагом, которого знаешь. А здесь ничего непонятно. Кто всех убивает? Как? Откуда ждать беды? Сплошная мистика! Неизвестность невыносима. Личный лайфхак. Работа и движение — это для меня главное спасение от тревоги.

Ближайшие спектакли

Даты ближайших спектаклей: 20, 30 сентября; 6, 15, 23, 29 октября Москва, Театр Олега Табакова, сцена на Сухаревской
1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
8 неизвестных сериалов по книгам Агаты КристиТайны, яды и немного психологии: жизнь и книги Агаты КристиЛама Йонге Мингьюр Ринпоче: «Счастье живет в каждом из нас»7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цель«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в России«Отсутствие конфликтов — серьезный симптом»: почему не стоит бояться разногласий в отношениях«Боюсь расстроить близких и забываю о своих интересах»Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней Ребекки5 ярких театральных премьер осени-2023Почему мы теряем старых друзей. Опыт психодрамыКак заботиться о себе в кризисной ситуации: советы психологаЛегче говорить: три упражнения, чтобы снять голосовые зажимыКак увольнение помогло мне найти свой путь«Я поняла, что работаю на своем месте»Почему нам трудно благодарить?
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения