«Зависимость как от наркотиков»: сериалы представляют угрозу для психики?
Зависимость от сериалов: мой опыт
Мне страшно оставаться наедине с собой. Наверное, тому, кто никогда не страдал от депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства или тревожности, сложно это понять и представить, какие штуки может выкидывать мозг. Внутренний голос шепчет мне: «Ты бесполезна. Ты все делаешь не так». «А ты выключила плиту? — спрашивает он в самый неподходящий момент. — И ты совершенно точно в этом уверена?» И так несколько часов подряд по кругу.
Заглушить этот надоедливый голос мне еще с подросткового возраста помогали сериалы. Я не то чтобы их смотрела, скорее использовала как фон, пока готовила уроки, или что-то мастерила, или писала — словом, делала все то, что положено было девочке моего возраста. Сейчас я уверена: это одна из причин того, что я годами не замечала свою депрессию. Я просто не слышала свои собственные негативные мысли. Уже тогда я ощущала внутреннюю пустоту и потребность чем-то ее заполнить. Если б я только задумалась о том, что происходит…
Бегство от реальности
Бывали дни, когда я рисовала или мастерила по 12 часов кряду, заглатывая эпизод сериала за эпизодом, и за весь день в моей голове не появлялось ни единой самостоятельной мысли.
Сериалы сродни любому другому наркотику: пока вы их потребляете, мозг производит гормон удовольствия дофамин. «Тело получает сигнал: „То, что ты делаешь, правильно, продолжай в том же духе“, — объясняет клинический психолог Рене Карр. — Когда вы запоем смотрите любимое шоу, мозг безостановочно производит дофамин, и организм испытывает кайф, почти как при приеме наркотиков. Возникает своего рода зависимость от сериала — на самом деле, конечно, от дофамина. В мозге формируются такие же нейронные пути, как при других видах зависимости».
Психологические ловушки
Для того, чтобы мы с вами надолго прилипали к экранам, создатели сериалов используют массу психологических уловок. Людям с психическими особенностями устоять перед ними особенно сложно.
Быстрый монтаж
Начнем с того, как эти шоу сняты и смонтированы: одна сцена сменяет другую, камера прыгает от персонажа к персонажу. Быстрый монтаж делает картину интереснее, оторваться от происходящего практически невозможно. Этот прием давно используют в рекламе, чтобы захватить наше внимание. Кажется, стоит нам отвернуться, как мы пропустим что-то интересное или важное. Кроме того, «нарезка» не позволяет нам замечать, как летит время.
Сюжет
Другой «крючок», на который мы попадаемся, — сюжет. Серия заканчивается на самом интересном месте, и нам не терпится включить следующую, чтобы узнать, что будет дальше. Продюсеры знают: зритель ждет счастливого финала, потому что ассоциирует себя с главным героем, — а значит, если персонаж попал в беду, зрителю необходимо будет узнать, как он из нее выберется.
Продолжение следует...