Почему нас пугает человекоподобный робот: что такое эффект «зловещей долины»?
Феномен «зловещей долины» в киноискусстве
Концепция «зловещей долины» из фильма «Я, робот» (2004 г.) описывает чувство страха, которое возникает у человека при встрече с сущностью, чей статус (живой или мертвый, человек или машина, реальный или нереальный) невозможно однозначно определить.
История термина
Термин «зловещая долина», или «uncanny valley», был введен японским робототехником Масахиро Мори. Он отметил, что человек может испытывать глубокое беспокойство при взаимодействии с неодушевленным субъектом, который сильно напоминает человека.
В 1970 году Мори опубликовал статью под названием «Букини но тани», которая была переведена британским исследователем Джасией Райхардтом в 1978 году как «Жуткая долина». В этой статье Мори обратил внимание на то, что реакция людей на роботов, похожих на людей, в какой-то момент резко меняется от симпатии к отвращению.
Причины возникновения эффекта
Существует несколько гипотез, объясняющих почему мы испытываем дискомфорт при взаимодействии с гиперреалистичными роботами.
- Гипотеза избегания патогенов: согласно этой гипотезе, эффект «зловещей долины» может быть связан с эволюционной реакцией нашего организма на признаки болезней или психической нестабильности, которые мы неосознанно распознаем у роботов.
- Гипотеза нарушения ожидания: Мори предположил, что несоответствие между визуальной и тактильной информацией может вызывать у нас чувство странности и отторжения при взаимодействии с роботами, которые не соответствуют нашим стереотипным ожиданиям.
- Гипотеза восприятия разума: согласно этой гипотезе, роботы пугают не из-за их нереалистичности, а наоборот, из-за их реалистичности, которая может создать впечатление об их обладании человеческим разумом.
Пример из киноискусства
Примером проблемы «зловещей долины» в кино может послужить фильм Роберта Земекиса «Полярный экспресс» (2004 г.). Создатели этого фильма достигли впечатляющей реалистичности персонажей, однако их близость к реальности вызывала у зрителей психологический стресс и чувство тревоги.
Возможно, чтобы избежать эффекта «зловещей долины», робототехникам следует сделать роботов более узнаваемыми как машины, а не как люди. Это можно сделать через дизайн, который будет сочетать механические элементы с привлекательной внешностью.
В целом, понимание причин и механизмов эффекта «зловещей долины» остается актуальной темой для исследований и может помочь улучшить взаимодействие между человеком и роботами в будущем.