Восемь стадий развития личности: через что мы проходим
Статья 1. Важные этапы психологического развития
От рождения до 1 года
Именно в этот, самый ранний период, формируется наше базовое доверие или недоверие к миру. Если в первый год жизни мама и наиболее близкое окружение дают нам достаточно заботы, внимания и любви, то мы начинаем доверять миру и другим людям.
В противном случае появляются боязливость и подозрительность, становясь нашими спутниками на следующих этапах развития. Во взрослом возрасте мы доверяем или не доверяем социуму так же, как когда-то доверяли или не доверяли матери, переносили ее исчезновение из поля зрения, зная, что она снова появится и позаботится о нас.
Многим взрослым не хватает терпения: они спешат сделать за ребенка то, что он мог бы сделать сам.
От года до 3 лет
Моторные и психические потребности ребенка развиваются, и это делает его более самостоятельным. В этот период мы учились ходить, осваивали предметную среду, стремились все делать сами. И если родители давали нам такую возможность, постепенно предоставляя все большую свободу, то в нас укреплялась уверенность, что мы владеем своими мышцами, побуждениями, самим собой и средой, мы становились самостоятельными.
Однако многим взрослым иногда не хватает терпения: они спешат сделать за ребенка то, что он мог бы сделать сам. В результате у малыша развиваются стыдливость и нерешительность, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни.
От 3 до 6 лет
В этом возрасте мы уже многое умели делать самостоятельно, проявляли активность и предприимчивость, начинали общаться с большим кругом людей. Если родители поощряли нашу активность, отвечали на наши бесконечные «почему», не мешали нам фантазировать и в игре выстраивать вокруг себя воображаемые миры, тем самым они закрепляли в нас предприимчивость.
Но если нас постоянно одергивали, пресекали наши вопросы, запрещали шумные игры и выдумки, мы могли начать испытывать чувство вины, одиночества и собственной никчемности.
От 6 до 12 лет
В этом возрасте мы начинали систематически учиться, пробовали что-то конструировать, строить, рукодельничали, часто фантазировали о разных профессиях.
Принципиально важно на этом этапе общественное одобрение. Если нас хвалили за активность и творчество, это помогало нам стать трудолюбивыми, развить свои способности. Если же взрослые не делали этого, это могло спровоцировать развитие неполноценности.
От 12 до 19 лет
Стадия метаморфоз: меняется физиология, появляется желание по-своему смотреть на мир, потребность в своей жизненной философии. Подросток задается вопросами «Кто я?» и «Кем я хочу стать?».
В этом возрасте мы пытались создать единый и непротиворечивый образ себя. Если нам удавалось это сделать, значит, кризис был успешно разрешен. В противном случае возникала дезориентация в самом себе, неприкаянность, чувство смешения ролей.
От 20 до 25 лет
Этот возраст — символические «ворота» во взрослую жизнь. Мы получаем профессию, встречаемся с людьми, иногда — вступаем в брак.
Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы. Положительный полюс — близость (интимность), отрицательный — одиночество (изоляция).
От 26 до 64 лет
Зрелый возраст, разделенный на полюсы общечеловечность (продуктивность) и самопоглощенность (инертность).
Общечеловечность — забота о других, самопоглощенность — удовлетворение собственных потребностей. Успех или провал на этой стадии зависит от предыдущих этапов.
От 65 лет до смерти
Старость — время подведения итогов, размышлений, анализа достижений и неудач. Важно осознать целостность жизни, чтобы избежать чувства отчаяния и безнадежности.
Никогда не поздно переосмыслить жизнь и сделать что-то нужное и полезное.
Об эксперте: Алексей Аверьянов — психолог-консультант, логотерапевт, доцент Московского института психоанализа, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии и Профессиональной гильдии психологов.