Людмила Петрановская: «Оценки и диплом престижного вуза уже не актуальны»
Меняем образование: новые вызовы и требования
Мы уходим от модели, по которой учились матери, отцы, бабушки и дедушки, когда образование получалось раз и навсегда. И раньше были специальности, где нужно было постоянно повышать квалификацию — тот же врач или психолог. Но сейчас это стало нормой почти для всех. Исчезают целые профессии, и если не переучишься, то можешь остаться не у дел.
Люди будут получать по 4-5 профессий за жизнь, и это приведет к определенным последствиям. Например, утратят значение оценки, которые ты получал 30 лет назад, диплом престижного вуза. Признаком успешности станет способность пойти и прямо сейчас научиться чему-то новому, адаптироваться к новой реальности и получить новую работу.
Изменение подхода к обучению
Если мы хотим оценить сегодняшнего ученика или студента, то должны обращать внимание не на четверки и пятерки, а, например, на то, насколько он самостоятелен. Какова его эффективность — сколько сил, умственных и физических, он тратит на выполнение той или иной задачи. Родители и учителя ценой нажима, эмоционального насилия добиваются приличных оценок. Но параллельно ребенок усваивает, что учеба — это самое ужасное, что могло произойти в жизни. Формируется отвращение к самому процессу.
Человек должен быть готов к разочарованиям — когда результат не оправдал ожидания, и ты не знаешь, что с этим делать. Необходимо уметь переживать периоды, когда тебе не хватает ресурса и ты должен работать через «не могу». Это будут основные компетенции людей, которые хотят оставаться активными. И им нужно будет постоянно заниматься собственным апгрейдом.
Изменение формата обучения
Будет меняться формат обучения. Количество лекций уменьшится. Частично их заменят вебинары и записи преподавателей, которые умеют увлечь предметом. Основной процесс обучения будет происходить в общении, например, во время стажировок. Теоретическая часть будет сжиматься, уступая место практической части и самостоятельной работе в контакте с преподавателем.
Мы должны построить такое образование, где человек будет субъектом, где он будет хозяином образовательного маршрута. И ни один из них не будет повторять другой.
Новые вызовы и требования
Мировая статистика показывает, что там, где больше людей с высшим образованием, там выше уровень молодежной безработицы. Нам нужно построить такое образование, где человек будет хозяином образовательного маршрута. И ни один из них не будет повторять другой.
Для этого, конечно, нужна другая подготовка педагогов. И об этой проблеме думает весь мир — все экспериментируют, пробуют. В более выигрышном положении находятся образовательные системы, которые диверсифицированы исторически, как англосаксонская, например. Или маленькие, как, например, финская система образования.
Мы должны учить абсолютно иначе, как учил в свое время Сократ. Мы должны каждое из этих базовых знаний преподать так, чтобы человек понял их до конца, мог объяснить на пальцах, пропустил через себя, продумал, проговорил в полемическом ключе. Чтобы он словно бы нашел их, изобрел сам.
Изменения в образовании неизбежны, и нам необходимо готовиться к ним, чтобы быть успешными и адаптироваться к новой реальности.