Как разгрузить детское время

Как разгрузить детское время
Опубликовано 17-03-2024, 06:38 в Отношения | Родителям

# Игра и мечты: ключ к пониманию времени

## Детские переживания

Когда у 5-летней Кати выпал первый молочный зуб, она горько расплакалась. Родители пытались ее успокоить: «Это же здорово! Значит, ты совсем скоро станешь взрослой». «Не хочу быть взрослой, — рыдала девочка. — Не хочу до ночи работать, как вы!» А 13-летнего Антона привел на прием к психологу папа. «Мой сын бросил все: он занимался музыкой и карате, неплохо играл в шахматы, — рассказал отец, — а тут вдруг заявил, что ничего больше делать не хочет и год будет лежать на диване». 9-летние близнецы Настя и Никита (школа, английский, испанский, танцы, плавание и театральная студия) по воскресеньям не дают прохода родителям: «Мама, нам скучно. Мама, скажи, что бы нам поделать?»

## Дети и время

Катя, Антон и Настя с Никитой оказались заложниками взрослой системы ценностей: желая дать своим детям как можно больше, родители так тщательно распланировали их время, что не оставили им ни секунды на собственные желания, а значит, на игры и мечты. Почувствовать ход времени играя и мечтая, ребенок познает мир. Но помимо этого в игре он учится чувствовать время, и без этого чувства любое расписание навсегда останется для него пустой формальностью.

### Ощущение времени

«Пожалуй, только гуляя по парку с коляской, я вдруг по-настоящему почувствовала, как идет время, — признается Катя, мама двухлетней дочки. — Я хочу, чтобы Анюта видела, как зиму сменяет весна, как живут деревья и травы, поэтому мы стараемся гулять с ней побольше. А в детской на подоконнике мы устроили маленький огород и смотрим, как растут петрушка и укроп». Дети, выросшие в деревне, знают о времени больше, чем дети городские. Время для них наглядно: вот столько нужно, чтобы пророс посеянный лук, а столько — чтобы созрели помидоры и яблоки.

### Учим детей чувствовать время

«Конечно, современные фермеры и не думают читать своим детям пространные лекции о сроках полевых работ. Не делали этого и наши предки-крестьяне. Дело в другом: дети, живущие в сельской местности, постоянно вовлечены в определенный ритм, обусловленный самой природой, и потому почувствовать ход времени им гораздо легче. А городским родителям приходится учить этому детей специально», — поясняет психофизиолог Дмитрий Колесов.

## Общение и понимание времени

Начинать он советует с простого: когда мама собирается отлучиться, она может показать на часах, где будут стрелки к моменту ее возвращения. Но, чтобы ребенок научился смотреть в будущее с оптимизмом, ей следует непременно сдержать обещание и вернуться в условленное время. Знакомить детей надо не только с минутами и секундами, поэтому педагог Константин Сумнительный рекомендует завести календарь, на котором число, месяц и год надо выставлять вручную. Сначала даты меняют родители, но примерно к четырем годам дети начинают интересоваться календарем и привыкают делать это самостоятельно — так время становится для них реальным. «Завтра» — это уже не просто абстрактное слово, но вполне конкретная, почти осязаемая вещь, связанная с новым числом на домашнем календаре.

## Понимание происходящего

«Зачем я делаю то, что делаю?» — ответ на этот вопрос важен для человека любого возраста. Не отдавая себе отчета в том, на что и с какой целью расходуется время, мы едва ли сумеем выдержать напряженный график, в котором практически все мы живем.

## Помощь и понимание

Многим знакома сцена: раннее утро, мама пытается одновременно закончить дела по дому, выпить чашку чаю — быть может, первую и последнюю за день — и помочь сыну или дочке собраться в детский сад или школу. В этой ситуации от фраз «Давай быстрее! Не копайся!» удержаться непросто. Но ребенку еще труднее: он не понимает смысл происходящего. Почему его так торопят? Почему нельзя досмотреть картинки в книжке? Почему сердится мама? Образуется порочный круг: малыш начинает нервничать, темп сборов окончательно падает, и мама раздражается еще больше.

## Вывод

Помогать, но не критиковать. Мы хотим, чтобы дети успевали многое — для их собственного блага, разумеется. Таким образом мы готовим их к той жесткой конкуренции и предельной загруженности, с которыми им предстоит столкнуться во взрослой жизни. Дети же будто нарочно тормозят в самых простых делах: часами собираются на прогулку, бесконечно сидят за уроками... Что это — результат детской неорганизованности? Важно научить детей наслаждаться передышками и ощущать внутреннюю свободу. Пусть выбирают сами, пусть время станет для них драгоценным ресурсом, который они научатся использовать мудро.

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Почему мы теряем старых друзей. Опыт психодрамы7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цель«Всю жизнь доказывал маме, что я не хуже девочки»Радмила Хакова: «Я нашла человека, которого искала»Зачем рожать: ребенок как решение личных проблем«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в РоссииПочему с синдромами самозванца, перфекциониста и другими «спецэффектами» не надо бороться?Антон Бильжо: «Было интересно следить за взаимодействием двух позиций»Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней РебеккиКогда ребенку пора к психологу?«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важногоРодители тоже плачут: почему детям полезно видеть наши слезы«Ребенок партнера — лучший тест на зрелость»: история отношений и комментарий психолога«Он меня больше не хочет»Когда чужая зависть вызывает в нас чувство стыда
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения