Почему мы так боимся постареть?

Почему мы так боимся постареть?
Опубликовано 17-03-2024, 01:58 в Коммуникация | Старшее поколение

Страх старости: психология и социальные аспекты

Не только неуверенным в себе невротикам свойственно цепляться за молодость. Наши переживания по поводу возраста питает само общество с его установками на эгоизм, индивидуализм и прагматизм. В массовом сознании старость ассоциируется с бесполезностью и утратой жизненных функций. Именно поэтому так страшно перестать нравиться окружающим, утратить эффективность, а значит, и место в обществе, быть вытесненными с рынка труда, то есть символически оказаться осужденным на исчезновение еще при жизни.

Новые социальные правила

Сегодня субъективное ощущение старости настигает нас примерно в возрасте 68 лет. Правда, объяснить его мы не всегда можем. «В прошлые века критерии определения возрастных групп были объективными: способность работать или воевать для мужчин, способность рожать детей — для женщин», — разъясняет исследователь психологии старения Жером Пеллисье.

Ничего подобного в наш век смешения возрастов нет. Детство все раньше и раньше сменяется подростковым периодом. Психоаналитики отмечают, что латентная фаза развития, когда импульсы дремлют, прежде длившаяся с 7 до 11–12 лет, сейчас нередко замещается преждевременным препубертатом. В районе 30 лет мы получаем свою первую статусную должность. При этом, с точки зрения работодателя, 45 — уже не очень привлекательный возраст. Более молодые сотрудники демонстрируют нам наши ограничения и «подталкивают к выходу». По сути, у нас нет времени перевести дух. Мы только-только набрались опыта, практических знаний, как нам предлагают подумать о пенсии.

Подведение итогов

В среднем к тридцати годам женщины остро ощущают, что биологические часы тикают и пора создать семью, завести детей. Сорокалетие нередко становится кризисом среднего возраста: мужчины и женщины подводят предварительные итоги, размышляют о принятых решениях, о том, что следует сделать, чтобы приблизить намеченные цели, мучительно ищут смысл.

Страх смерти вовсе не возглавляет список тревог: видя, как сужается горизонт возможностей, мы боимся не реализовать себя во второй половине жизни.

После сорока пяти начинает меняться тело, а для женщин это время начала менопаузы, когда исчезает шанс на материнство.

Старость — сюрреалистичное состояние

Все мы стареем в разном возрасте. Психоаналитики считают, что это определяется нашим либидо. Когда эта психическая энергия перестает циркулировать, мы замыкаемся в себе, спрашивая себя: для чего нам любить, желать? Мы считаем себя недостойными интереса. А на все новое, на возможность чему-то научиться мы отвечаем: «Это не для меня». Слова, означающие, что мы стали старыми.

Любовные неурядицы, утраты, смерть близких сразу прибавляют нам много лет. «Можно сказать, что старость наступает тогда, когда мы сами себя приговариваем к ней и остаток времени посвящаем исполнению этого приговора», — комментирует Виктор Каган.

И тому есть причина: наше воображение, наши мечты ничего не знают о ходе времени. Они всемогущи, у них нет границ. Реальность же и наше тело спускают нас с небес на землю. Однако, хотя последнее слово всегда за ними, они не могут победить желание жить.

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения