«Отцы и дети»: Базаров и его отложенный подростковый бунт
Почему Базаров так небрежно обращается со своей жизнью?
К трагическому концу (будучи медиком, Евгений Базаров заражается на вскрытии умершего от холеры мужика) нашего героя приводят жесткие взгляды. Они создают у молодого человека иллюзию контроля над ситуацией, миром и самим собой.
Базаров как реалист
Базаров — реалист, сражающийся с любыми проявлениями идеализма. Он с подростковой самонадеянностью отрицает все субъективное (а вместе с ним и человеческое) в противовес объективному и познаваемому. В результате ему отказывает элементарная тревога — всем присущее переживание перед лицом неизвестного, непредсказуемого.
Сила любви и смерть
Его стройные убеждения натуралиста и реалиста подвергаются атаке при встрече с тем, что рано или поздно всегда появляется в нашей жизни, — с любовью и смертью. Презирающий «аристократишек» Базаров влюбляется в богатую помещицу Одинцову. И получает отказ. Любовь часто разрушает наши наивные попытки контроля: мы не управляем ни чувствами другого, ни своими собственными в полной мере.
Самоубийство или бессознательность?
А смерть напоминает нам о бессилии, непредсказуемости и неизбежности. Не прижигая вовремя опасный порез, Базаров бросает смерти вызов (у героев иногда бывает мнимое ощущение собственного всесилия и бессмертия) и проигрывает. Но его поступок можно рассматривать и как бессознательное самоубийство.
Базаров и его отвержение консервативного
Протестная героика была, возможно, своеобразным отложенным подростковым бунтом против идеалистичной или мещанской жизни поколения «отцов». Но прогрессивное может погибнуть в зачатке, если оно полностью отвергает консервативное: давно живущее, действующее, проверенное временем.
Возможное будущее Базарова
Что было бы, если бы Базаров не погиб? Ему пришлось бы прожить жизнь, в какой-то момент перейдя в ранг «отцов», чьи представления и ценности будут сметены новым поколением. А Базаров не из тех, кто может признать возможность переработки опыта предыдущих поколений и включения его в то новое, которое неизбежно приносит будущее. Поэтому Базаров обречен — как и все жесткое, не способное вобрать многозначность и противоречивость мира.