Печорин, Кристиан Грей и другие: психологи рассуждают о главных героях легендарных любовных романов

Печорин, Кристиан Грей и другие: психологи рассуждают о главных героях легендарных любовных романов
Опубликовано 7-03-2024, 13:07 в Отношения | Мужчина и женщина

ФотоКадр из фильма «50 оттенков серого»

Мы любим следить за сложными отношениями по многим разным причинам, говорит психолог Мария Данина, основательница онлайн-школы психологических профессий «Психодемия». Такие сюжеты позволяют читателям участвовать в драматичных событиях героев, оставаясь в безопасности, примерять на себя ситуации других людей, отвечать на важные вопросы и принимать решения или получать эмоции, недоступные в обычной жизни, с помощью фантазий и воображения. Это касается самых запретных тем: сексуальности и даже насилия.

Букмейт собрал подборку из пяти наиболее популярных любовных романов

Эксперты «Психодемии» выяснили, что привлекательного в описанных там отношениях, на что стоит обратить внимание с точки зрения психологии и почему дикая страсть далеко не всегда здоровый сценарий.

1. Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого»

Причины успеха романа английской писательницы Эрики Джеймс пытаются объяснить до сих пор. Кто-то считает, что книга смогла уловить потаенные желания взрослых домохозяек, кто-то — что роман описал БДСМ-практики, которые раньше в массовой литературе не упоминались. Так или иначе, история любви выпускницы колледжа Анастейши и миллиардера Кристиана до сих пор остается популярной.

Сюжет книги достаточно простой — романтичная двадцатиоднолетняя девушка из бедной семьи влюбляется в холодного, загадочного и богатого мужчину, которого в отношениях интересует только секс на его условиях, а именно — БДСМ-практики. Кристиан фактически принуждает Анастейшу к таким отношениям, она пытается это терпеть, но в конечном счете уходит от Кристиана, не сумев изменить его природу.

Вита Хлебнова, психолог

Типаж Кристиана в жизни встречается достаточно редко и больше напоминает фантазию Анастейши, а абьюзивные отношения в реальности выглядят намного более печально.

Кристиан — эмоционально недоступный травмированный нарцисс с абьюзивными чертами: он не готов подпускать к себе женщин, ведь они — причина его чувства небезопасности; и он находит способ справиться со своей ситуацией в роли доминанта, где он в прямом смысле может подчинить и «наказать» любую за ошибки его матери. Ему важно все контролировать, в том числе и жизнь своей сабмиссив, при этом он наполнен страхами и чувством собственной неполноценности, «прокаженности».

Анастейша — типичная наивная «хорошая девочка», и кажется, что мазохистичные наклонности ей должны быть чужды. Но сам выбор недосягаемого Кристиана уже в своем роде «мазохистичен». Она постоянно сталкивается с дистанцией, как социальной, так и эмоциональной, где чувствует себя недостаточной. Героиня будто стремится найти себе мужчину-отца, эдакого принца, который даст ей опору и уверенность и будет с нежностью любить ее и, что особенно важно, возьмет ответственность и за нее, и за себя. Закрытый характер партнера она воспринимает как соблазнительную загадочность. В итоге даже в книге она меняется в угоду его травмы, оставляя позади часть своей личности и совершает акт «спасения» Кристиана (и это несмотря на беременность, которая ее не останавливает).

Стоит отметить, что, на мой взгляд, персонаж Кристиана Грея нереалистичный и, скорее, служит отражением тайных желаний главной героини, а заодно и миллионов читательниц по всему миру. В жизни сценарий встречи с абьюзивным партнером становится более печальным: часто такой Кристиан может быть актором насилия, которое уже не получится романтизировать. И, даже осознавая это, реальные Анастейши не всегда выходят из таких отношений, надеясь, что «он изменится» и станет «принцем».

2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Герой романа Лермонтова Григорий Печорин — магическая и притягательная личность, которая мало кому из своего окружения принесла радость и счастье. В эпизоде «Бэла» Печорин на приеме у горского князя встречает его дочь, влюбляется и решает ее украсть. Он подговаривает младшего брата Бэлы помочь ему выкрасть девушку в обмен на коня Казбича — влюбленного в Бэлу горца.

Попав к Печорину, Бэла долго тоскует по дому, но со временем влюбляется в своего похитителя. Правда, он к ней вскоре охладевает и, терзаясь привычной скукой, начинает пропадать на охоте, оставляя Бэлу одну в замке. Во время одной из таких отлучек Казбич похищает Бэлу, а Печорин бросается в погоню. Горец, понимая, что ему не уйти, бросает Бэлу, смертельно ранив ее — она погибает на руках Печорина. Он переживает утрату в себе и вскоре переводится в другую часть.

Мария Данина, психолог

Несмотря на исключительность ситуации, сама модель отношений встречается довольно часто. Описанный тип отношений характеризуется неравноправием, принуждением и отсутствием обоюдной любви с самого начала. Печорин мотивирован своей страстью и желанием «завоевать» Бэлу, в то время как Бэла оказывается в этих отношениях не по своей воле. Ничем хорошим такой старт закончиться не может.

Печорин воплощает образ человека с избегающим типом привязанности. Сначала он влюбляется в Бэлу и стремится завоевать ее любовь любыми средствами. Но когда она начинает проявлять к нему чувства, Печорин отстраняется, как будто ему становится тесно от глубины и искренности ее чувств. Это характерное поведение для людей с избегающим типом привязанности: они боятся близости и отчуждаются, когда отношения становятся слишком интенсивными.

Бэла, в свою очередь, проявляет признаки тревожного типа привязанности. Со временем она все больше и больше привязывается к Печорину, тоскуя, когда он уходит. Чем более холодным и отстраненным становится Печорин, тем больше Бэла нуждается в нем. Отношения Бэлы и Печорина — это цикл притяжений и отталкиваний, который обычно приводит к серьезному эмоциональному напряжению и может окончиться разрывом. Лермонтов решил закончить эти отношений драматично, не дожидаясь естественного хода вещей, и у нас появилась прекрасная возможность понаблюдать, как переживает внезапную утрату человек с избегающим типом привязанности.

3. Джейми Макгвайр «Мое прекрасное несчастье»

Классический сценарий — скромная, зажатая и скрытная девушка-первокурсница Эбби вынужденно попадает в компанию «плохого» парня Трэвиса — грубого, резкого, нахального чемпиона подпольных боев, который не верит в любовь. Своей недоступностью девушка привлекает Трэвиса, и тот спорит, что если выиграет бой, она проведет с ним месяц. В отношениях Трэвис начинает верить в любовь и смягчается характером, отбрасывает цинизм и немного пересматривает отношение к жизни, а Эбби становится более уверенной в себе, видя, как может влиять даже на такого парня, как Трэвис.

Мария Данина, психолог

Классическая идея притяжения противоположностей в реальной жизни встречается чаще, чем может показаться на первый взгляд. Такая модель символизирует желание человека найти партнера, который будет дополнять его, а также идею о способности любви менять людей.

Хотя такая динамика отношений может казаться романтичной в книгах или фильмах, в реальной жизни они могут быть сложными и болезненными, если не происходит настоящего серьезного личностного роста обоих участников.

Трэвис, будучи «плохим парнем», привык бороться и отстаивать себя, доказывать, что он не так плох, как о нем могут думать. Это дает ему чувство контроля, которое скрывает его внутренние страхи и неуверенность. Эбби, с другой стороны, может быть склонна к самопожертвованию, ставя потребности других выше своих. Ее скромность и скрытность могут быть способом защиты от боли и отвержения.

Вместе они создают динамику, в которой Трэвис берет на себя роль защитника, а Эбби — роль защищаемой. Однако, если оба из них хотят перейти к более здоровым и сбалансированным отношениям, им нужно работать над собой. Трэвису потребуется развивать эмпатию и понимание, что близость не обязательно означает слабость. Эбби, с другой стороны, может поработать над укреплением своего чувства собственной ценности и умением устанавливать границы.

4. Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс»

На первый взгляд кажется, что в сюжете этой книги нет никакой патологии — нормальная жизнь и нормальные попытки построить отношения. После разрыва Бриджит Джонс находится в ситуации классического выбора. С одной стороны богатый и сексуальный мужчина, который не отличается вниманием и чуткостью. С другой — не такой заметный, но более «правильный» мужчина, который при первой встрече создает впечатление скучного и обычного человека. Отношения с первым вскоре заканчиваются разрывом, а с виду скучный мужчина вдруг предстает в более привлекательном

0
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
9 способов оставаться активными для тех, кто не любит спорт7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цель«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в РоссииЖенщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней Ребекки«Отсутствие конфликтов — серьезный симптом»: почему не стоит бояться разногласий в отношенияхКак психологи определяют стоимость консультаций: 3 вопроса экспертам«Боюсь расстроить близких и забываю о своих интересах»Родители тоже плачут: почему детям полезно видеть наши слезыАссоль и Грей: и жили они долго и счастливо. Или нет?Мир черно-белый. Или нет?Лама Йонге Мингьюр Ринпоче: «Счастье живет в каждом из нас»Как заботиться о себе в кризисной ситуации: советы психолога«У вас есть лучший друг. Это вы сами»Как увольнение помогло мне найти свой путьТри раза в одну реку: как я бросала и возвращалась в Тиндер и что из этого вышло
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения