Какими нас видят люди с аутизмом
Это странные дети
Их взгляд ускользает от нас, и мы спрашиваем себя, видят ли они нас вообще. Их поведение удивляет, а то и пугает: они могут подолгу беспорядочно размахивать руками, кружиться на одном месте или по много раз монотонным голосом задавать один и тот же вопрос. Аутизм — название расстройства, которым они страдают, — нередко превращается в оскорбительную насмешку, разрывающую сердце родителей.
Рост числа детей с аутизмом
За последние два десятилетия число людей с диагнозом «аутизм» стремительно растет во всем мире. Например, в США этот диагноз ставится одному из 88 детей. В Южной Корее даже одному из 38. Для России нет точных цифр, но, по наблюдениям экспертов, в любом классе и в любой группе детского сада встречается ребенок с одной из легких форм аутизма.
Специфика аутизма
Спустя несколько месяцев после рождения эти дети уже кажутся необычными (хотя диагноз ставится в полтора года). Проявления чрезвычайно разнообразны, недаром специалисты говорят: «Если вы знаете одного человека с аутизмом — это не значит, что вы знаете об аутизме».
Некоторые дети овладеют речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии (таких примерно 45%), у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Какими бы разными они ни были, люди с аутизмом способны открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.
Специфика восприятия
Своеобразие аутиста прежде всего в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает реальность. Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Они просто не успевают соединять, анализировать все то, что видят, слышат, осязают. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.
Нарушение восприятия может привести к тому, что ребенок путает поднятый палец и карандаш. Для него человеческий голос не отличается от других звуков. Такая сенсорная путаница встречается и в отношении осязания.
Их ощущения не связаны
Все мы общаемся с другими людьми благодаря органам чувств, но у детей с аутизмом данные от органов зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, поступая в мозг, накладываются друг на друга. И как только случается что-то неожиданное, возникает паника.
Некоторые стереотипные движения типичны для аутизма. Все эти повторяющиеся движения успокаивают таких детей, возвращая им уверенность в себе и чувство безопасности.
Их мышление конкретно
Повторим: ребенку с диагнозом «аутизм» понимание эмоций дается с трудом. Даже когда у него высокий уровень интеллекта и он правильно пользуется речью, окружающие все равно сбивают его с толку, иногда пугают и слишком часто остаются непонятны.
14-летняя Элла хорошо справляется с программой школы. Но ей чрезвычайно трудно воспринимать шутки одноклассников. От ребенка с аутизмом все это ускользает. Для него слово — это только слово. Потому что мышление аутиста — это конкретное мышление.
Принятие и поддержка
Мы должны пойти им навстречу, дать каждому из них те ключи, которые ему нужны. По отношению к ним самим не вести себя подобно людям с аутизмом. Принимая их такими, какие они есть, мы можем помочь им раскрыть свой потенциал и чувства. Будьте добрыми и поддерживайте их, проявляйте инициативу в общении.
Мы должны помнить, что они другие, но не хуже. Примите их с любовью и пониманием, и они смогут расцвести в своей уникальности.