«Ученицы» и систематические домогательства: как журналистка Настя Красильникова раскрыла «кружок» педагогов-насильников
Эпизод 1: Подкаст-расследование "Ученицы"
ФотоShutterstock/Fotodom.ru11 эпизодов, 5 часов 31 минута. Столько длится подкаст-расследование журналистки Насти Красильниковой "Ученицы", в котором выпускницы Летней экологической школы (ЛЭШ) рассказывают о том, как их преподаватели больше 10 лет злоупотребляли своей властью: манипулировали, абьюзили, домогались и склоняли к сексу подростков.
Эпизод 2: Письмо Аши Комаровской
Работа над подкастом началась с письма Аши Комаровской. Девушка рассказала, что в 14 лет с ней познакомился 19-летний молодой человек по прозвищу Саймон. Общение с ним постепенно переросло в отношения, в которых Аша была жертвой сексуальной и эмоциональной эксплуатации. Кроме того, Саймон организовал почти секту своего имени из несовершеннолетних девушек – большинство из них он находил именно в ЛЭШ, куда, как студент биофака МГУ, ездил в качестве куратора.
Эпизод 3: Манипуляции и угрозы
Из разговора Насти с "ученицами" (как называл девочек сам Саймон) стало понятно, что он – не единственный человек, который использовал палаточный лагерь как способ построить отношения – через манипуляции, угрозы самоубийства, домогательства – с несовершеннолетними. И многие об этом знали: как другие учащиеся, так и кураторы с преподавателями.
Эпизод 4: Почему молчали взрослые?
Почему же взрослые много лет молчали о происходящем в ЛЭШ? Как родители могут попытаться обезопасить своих детей от подобных случаев? И почему так сложно добиться наказания за сексуальные преступления против детей?
Зона риска насилия: кто в нее входит
"Конфликты в семье и тяжелые жизненные ситуации, чувство ненужности и одиночества, критика родителей, жестокое обращение – любые обстоятельства, в которых ребенок чувствует дефицит любви и принятия, подталкивают его искать эти чувства у тех, кто готов их дать… Или тех, кто может хорошо сыграть заботу, внимание, сочувствие, чтобы расположить к себе", – объясняет детский психолог Анна Уткина.
Родители и профилактика насилия
"Мне бы не хотелось говорить, что в историях жертв насилия в школе или лагере корень зла – это семья. Искать виноватых вообще дело непродуктивное. Но если кто и может научить своего ребенка, как защитить себя от посягательств, как сформировать чувство собственного достоинства и неприкосновенности тела, то только родители или те, кто выполняет их роль", – рассказывает Анна Уткина.
Роль секс-просвета в борьбе с насилием
"Если говорить о роли полового воспитания в решении вопроса сексуализированного насилия несовершеннолетних, то однозначно ответить не получится. Многое зависит от того, как секс-просвет реализуется, в какой форме, какими инструментами и с использованием какой терминологии", – подчеркивает Анна Уткина.
Дружба с учителем vs груминг
Грумингом называется ситуация, в которой взрослый человек заводит доверительные отношения с несовершеннолетним с целью его дальнейшей сексуальной эксплуатации. Втирается в доверие, помогает решать какие-то личные проблемы, изолирует подростка от друзей и родственников, а потом начинает играть на его чувстве привязанности и вины.
Почему насилие остается безнаказанным?
Прежде всего, многие не замечают или предпочитают не замечать, что происходит нечто, выходящее за рамки нормы – они не жалуются руководству, не пытаются придать происходящее огласке через СМИ, не разговаривают с родителями детей и даже с теми, кто совершает насилие.