«Подростковый бунт неизбежен»
Переходный возраст: вызовы и возможности
Большинство из нас воспринимает переходный возраст как стихийное бедствие, гормональное цунами. Неуправляемость подростков, резкие перепады настроения, раздражительность и стремление рисковать — все это часто ассоциируется с этим периодом жизни.
Преодоление "болезни роста"
Мы видим в проявлениях переходного возраста "болезнь роста", которой должен переболеть каждый ребенок. Родителям кажется, что лучше всего в это время прятаться и пережидать бурю, ожидая момент, когда ребенок начнет жить по-взрослому. Однако такое отношение ошибочно, поскольку мы смотрим сквозь реального подростка, стоящего перед нами, на выдуманного взрослого из будущего. Подросток чувствует это и сопротивляется.
Физиология переходного возраста
Бунт в той или иной форме действительно неизбежен в этом возрасте. Среди его физиологических причин — перестройка в префронтальной коре. Это зона мозга, которая координирует работу различных его отделов, а также отвечает за осознавание себя, планирование, самоконтроль. В результате подросток в какие-то моменты не может управлять собой (хочет одно, делает другое, говорит третье).
Важность взаимодействия с взрослыми
Со временем работа префронтальной коры налаживается, однако скорость этого процесса во многом зависит от того, как подросток сегодня взаимодействует со значимыми взрослыми и каков тип привязанности, которая сложилась у него в детстве.
Важность общения и поддержки
Вдумчивый разговор и называние эмоций помогут подростку "включить" префронтальную кору. Подростку с надежным типом привязанности легче исследовать мир и формировать жизненно важные навыки. Если же потребность в заботе и близости в детстве не была удовлетворена, то у подростка накапливается эмоциональное напряжение, которое обостряет конфликты с родителями.
Создание доверительных отношений
Лучшее, что может сделать взрослый в такой ситуации, — это общаться с ребенком, учить его жить в настоящем, смотреть на себя из момента "здесь и сейчас" без осуждения. Родителям стоит уметь переносить фокус внимания с будущего на настоящее: оставаться открытыми для обсуждения с подростком любых вопросов, проявлять искренний интерес к тому, что с ним происходит, и не давать оценок.
Поддержка и понимание
Можно расспрашивать сына или дочь, предлагая рассказать о том, что они чувствовали, как это отразилось в теле, что они ощущают сейчас, когда говорят о случившемся. Родителям полезно следить за своими реакциями — сочувствовать, но не возбуждать ни себя, ни подростка выражением сильных эмоций или спорами.
Общаясь таким образом, родители вызовут у ребенка доверие, а на нейроуровне быстрее произойдет согласование работы различных отделов мозга, необходимое для сложных когнитивных процессов: творчества, сопереживания, поиска смысла жизни.