Подростковый период... мозга
Мозг подростков: почему им трудно контролировать свои эмоции
Восемнадцатилетний Максим взял машину отца, чтобы съездить на дачу с друзьями. Два часа ночи. Он мчится по темной дороге со скоростью 140 км/ч: одна рука на руле, второй он обнимает подружку, на заднем сиденье дремлет приятель со своей девушкой. Громкость магнитолы на максимуме, педаль газа утоплена в пол, ритм пульсирует в каждой клеточке его тела, дорожная разметка летит перед глазами, как в компьютерной игре...
Максим ощущает себя сильным: кажется, он буквально слился с автомобилем и полностью контролирует ситуацию. Но вдруг — резкий поворот, машина летит через кювет и врезается в дерево… Лишь чудом все остались целы. Отец Максима, узнав об аварии, хватается за сердце: ему непонятно, как сын мог так глупо рисковать своей жизнью.
Почему подростки так трудно контролировать свои эмоции?
Маргарита в сотый раз отчитывает 15-летнюю дочь: «Сколько можно висеть на телефоне?! Ты же мне обещала: никаких звонков, пока не сделаны уроки!» Надя даже не оправдывается: теребя колечко в пупке, она просто ждет, когда мать закончит нотации и оставит ее в покое. Отчаявшись, Маргарита хлопает дверью: как же дочь не понимает, что ей желают только добра — на носу экзамены, а она совсем не занимается!
Мы становимся способны контролировать свои эмоциональные порывы не раньше, чем в 20 лет. Страсть к риску, жажда острых ощущений, неспособность адекватно оценить ситуацию, зависимость от компании, вспышки беспричинного гнева… Что у этих подростков творится в голове? Можно ли говорить, что мозг молодого человека ничем не отличается от мозга взрослого?
Мозг подростков: особенности созревания
Раньше общепринятой считалась точка зрения создателя операциональной концепции интеллекта швейцарского психолога Жана Пиаже. Он утверждал, что структурное и функциональное формирование мозга ребенка завершается к 12 годам. Действительно, к этому возрасту человеческий мозг достигает своих окончательных размеров.
Однако, как определили ученые с помощью новейших методик изучения мозговой деятельности, его окончательное созревание завершается не раньше 20, а то и 25 лет… Лобные доли коры головного мозга контролируют наши порывы и отвечают за способность планировать будущее. Важную роль в этих процессах играет миелин — вещество, которое, как изолятор, обволакивает нейроны и обеспечивает надежную передачу нервных импульсов.
Окончательная «наладка» этой системы, утверждает американский психиатр Джей Джидд из Вашингтонского института психического здоровья (NIMH), обычно завершается после 20 лет.
Половое созревание и эмоциональный разрыв
С началом полового созревания (в среднем — лет в 12) на полную мощность включаются половые железы. Гормональная буря буквально захлестывает нейроны эмоционального мозга, стимулируя потребность молодого человека в самоутверждении, расширении границ привычного опыта и ощущений.
Возникает разрыв между гормональным созреванием, которое толкает детей на рискованные поступки, и незрелостью той части мозга, которая регулирует их поведение. Возможно, именно поэтому несчастные случаи и самоубийства стоят на первом месте в списке причин подростковой смертности.
Как помочь подростку в период взросления
Как же помочь ребенку пережить этот трудный период взросления, компенсировать дефицит самоконтроля? Помогите ему структурировать жизнь, обговорите распорядок дня (время для уроков, отдыха, занятий спортом, компьютерных игр...) и не поддавайтесь на провокации типа: «Я сам знаю, как мне жить».
Будьте терпеливы и уважительны. Разговаривайте с ним, обсуждая деликатные вопросы: конфликты со сверстниками, разочарования в любви... И помните, что чаще всего дети жалуются на тех родителей, от которых из раза в раз слышат одни и те же нотации. Стоит ли говорить, что подростки их не воспринимают или просто уходят в себя. Поэтому, прежде чем говорить с детьми, нужно научиться их слушать.
Кстати, психологи из Университета Иллинойса (США) доказали, что, вопреки распространенному мнению, подростки очень ценят проявления родительского внимания к себе и в ответ становятся более восприимчивы к тому, что им говорят. Стоит понять, что волнует их, прежде чем бросать все педагогические силы на то, что тревожит нас. И здесь не обойтись без рецепта, который действует в любых важных для нас отношениях: побольше терпения и любви...