Читаем в октябре: выбор SoulBalance
НЕЗАВИСИМОСТЬ
«Сад» Марины Степновой
Существуют книги, которые раскрывают свой смысл не сразу. Их глубину и значимость можно по-настоящему ощутить только к концу чтения. Они ведут читателя по ложным тропинкам, чтобы погрузить его в историю как в неожиданное и захватывающее путешествие. Такова книга «Сад» Марины Степновой. На первый взгляд, она рассказывает о событиях XIX века, о дворянской семье, но на самом деле затрагивает вечную проблему, заложенную в самой глубине человеческой природы.
У княгини Борятинской рождается поздний ребенок, что в то время и в том обществе казалось странным явлением. Однако девочку Тусю любят очень сильно — как ее мать, так и суровый семейный врач Мейзель. Девочка вырастает своенравной барышней, увлекается лошадьми и настойчиво отвергает светские условности.
В это же время в Симбирске под строгим контролем отца живет почти противоположный по характеру будущий муж Туси — робкий принц в изгнании Радович, друг народовольца Александра Ульянова. Передача повествования от Туси к гимназическим будням Радовича позволяет каждому герою, явно или скрыто, стремиться к освобождению от чего-то — будь то от отцовской строгости, социальных или гендерных норм, или даже от призрака прошлой трусости. Но не всегда это удается.
Иногда, и это уже вызывает физическую боль, ради желаемой свободы героям приходится пожертвовать близкими или даже собственным сознанием. Или, убегая от одних оков, оказываться в других.
Так Радович, отвергая отцовское состояние, попадает в финансовую и эмоциональную зависимость от своей жены. Туся мечтает только о лошадях и отказывается от своей предназначенной светской судьбы. Однако именно в день, когда она решает вырубить сад на поместье, чтобы построить конный завод, умирает ее почти забытая старая мама.
Новое скучно в привычном раю, оно стремится вырваться из-под власти старого. Это естественный процесс. Однако у самостоятельности есть и своя темная сторона, о которой стоит помнить, чтобы не уйти в своих стремлениях к жестокости, не ранить близких и не попасть в другую, возможно, еще более страшную зависимость. Ведь увлечение Туси иногда напоминает настоящую одержимость, а судьба Радовича под ее влиянием, вероятно, не будет счастливой.
Поиск компромиссов — это нормально, ведь свобода всегда сопряжена с ответственностью.
СЕМЬЯ
«Человек у руля» Нины Стиббе
Консервативная Англия середины 70-х. Семья Вогелов разводится, и мама с тремя детьми переезжает в уединенную деревню, где она пьет и пишет пьесы. Это звучит как начало драмы, но… читая книгу, невольно начинаешь смеяться вголос!
Дело в том, что находчивые дети Вогелов активно ищут нового мужа для своей мамы. Они не собираются унывать, и повествование от лица средней сестры Лиззи пропитано иронией: «люди перестают мыслить рационально, стоит им сказать, как они хорошо выглядят», «мамино свидание в ресторане прошло гладко, потому что они решили не есть палочками».
За всем этим юмором скрывается лирическая история о взаимной поддержке, о способности заботиться друг о друге. Об этом говорит сама рассказчица в конце: «Никто не может справиться с жизнью один — если он по-настоящему один».
ВРЕМЯ
«Цирцея» Мадлен Миллер
Все, рано или поздно, подойдет к концу. И все, что для нас важно, важно именно потому, что оно закончится. Это свойство жизни легко сформулировать логически, но сложно по-настоящему почувствовать и полюбить. Однако Цирцее, главной героине динамичного романа-притчи Мадлен Миллер, это удается.
Известная по древнегреческим мифам как нимфа, помогавшая Одиссею, в этой книге Цирцея занимает центральное место. Дочь бога Гелиоса предпочитает общение со смертными богам, и она мало чем отличается от обычного человека: она учится решать свои проблемы, влюбляется, разочаровывается, становится матерью, находит друзей.
Однако ее сын Телегон и возлюбленный Телемах — люди, и время, такое быстрое и неумолимое, оставляет за собой руины прошлого. Чтобы быть ближе к тем, кто ей дорог, Цирцее приходится пожертвовать своим бессмертием.
ПОРТРЕТ
«Флюид» Кирилла Рябова
«Может быть, я такой врач, который лечит через боль…» — говорит петербуржец Кирилл Рябов в одном из своих интервью. К 37 годам он сменил множество профессий, работал и в крематории, и в детском доме. Большая часть его произведений не назовется жизнерадостными.
Натуралистические рассказы о блокадном Ленинграде в его дебютном сборнике «Сжигатель трупов» (2013) и книге «Клей» (2015), где отец меняет продуктовые талоны своих детей на водку, могут показаться чересчур мрачными. Однако Рябову не откажешь в способности вызывать сопереживание к его героям.
Но настоящим прорывом стал роман «Пес», который в этом году был включен в короткий список премии «Национальный бестселлер». История о безработном вдовце Бобровском выглядит на удивление актуальной, но не лишенной абсурдного юмора.
Герой погружен в апатию, его преследуют жадные родственники жены и коллекторы, но он побеждает их своим безразличием. Бобровский чувствителен к лжи, которой его окружают. Его история заставляет читателя задуматься: все ли устраивает меня в моей жизни? Не стоит ли что-то изменить, пока не поздно?
«Пес», как и другие произведения Рябова, является колючим и контркультурным. Однако здесь контркультура не просто вызов, а способ обсудить те неприглядные черты души — скрытую жестокость, безразличие, патологическую жадность и эгоизм. Ведь, как известно, проблемы нужно обсуждать, пока они не превратились в нечто более страшное и разрушительное.