Когда подросток берется за нож: как предотвратить трагедию
**Важность психологической поддержки подростков**
*Мы обратились за комментариями к возрастному психологу Наталье Евсиковой и семейному психологу Елене Перовой.*
### SoulBalance: Могут ли родители заметить, что с ребенком происходит что-то неладное?
**Наталья Евсикова:** Родителям подростков это сделать непросто. Переходный возраст — трудное время и для детей, и для их родителей. Настроение и поведение подростка часто меняются, он то возбужден, то апатичен, то открыт, то замкнут. С ним постоянно что-то не так — и заметить, что это «не так» уже всерьез, может только тот взрослый, кто постоянно и заинтересованно общается с ним. И при этом — важное условие! — встречает ответное доверие.
Подросток пытается освоиться в бурном мире отношений за пределами семьи, и ему необходимо чувствовать, что родители его поддерживают. Если же нет принятия и чувства безопасности, то результатом может стать агрессия — обращенная на самого себя или вовне.
**Елена Перова:** В подростковом возрасте большинство детей редко откровенничают с родителями. Так что даже если что-то происходит с ребенком, взрослые скорее всего будут видеть то же, что и всегда: их подросток в плохом настроении, сидит за компьютером и на расспросы отвечает: «Все нормально, отстань». Кроме того, родителям бывает очень нелегко признать проблему и необходимость обратиться за помощью.
Если родители все-таки на это решатся, им важно грамотно сформулировать причины этого обращения, чтобы подросток не думал, что из него делают «психа» и «пациента». Лучше сделать акцент на проблемах в отношениях. Что-нибудь вроде: «Мне стало трудно находить с тобой общий язык. Я не понимаю, как мне лучше с тобой общаться, и хочу сходить по этому поводу к психологу. Сходи, пожалуйста, со мной, чтобы психологу было понятнее, в чем у нас проблема. Заодно, может, какие-нибудь свои вопросы задашь».
### Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание?
Родителям обычно прекрасно известно, где «слабое место» их подростка, в каких ситуациях он хлопает дверью, когда молчит и замыкается в себе, какой уровень стресса ему по силам. И все-таки взрослым всегда важно знать, на что обратить внимание, как подстраховать своих детей в сложных обстоятельствах.
**Наталья Евсикова:** Школьный психолог делает очень многое: он оценивает готовность всех школьников к обучению, помогает первоклассникам приспособиться к новым требованиям, пятиклассникам — освоиться с переходом в средние классы, консультирует учителей и родителей, следит за подготовкой к экзаменам, потому что это время стрессов и перегрузок, и так далее. Приходится признать, что на индивидуальную работу с детьми времени у многих психологов уже просто не остается. Хотя у опытного профессионала, работающего с учителями, которые его понимают и поддерживают, есть шанс сделать больше.
**Елена Перова:** Есть идеальная модель, а есть реальная ситуация в наших школах. И разница между ними велика. В идеале школьный психолог работает над отношениями в коллективе. Школьники проводят вместе значительное время на протяжении многих лет, и их отношения могут быть как ресурсом, так и источником напряжения и травматического опыта. Есть немало способов улучшить отношения в классе, например, с помощью тренинга на сплоченность. Школьный психолог может также помогать детям в решении их личных проблем, помогать при возникновении конфликтов с учителями.
*Продолжение следует...*