Нетворкинг: развиваем полезные связи
Проблема программы рекомендаций в России
В России плохо работает программа рекомендаций — так считают в Лаборатории Касперского, которая работает в 200 странах. Речь идет о такой форме лояльности работодателю, когда сотрудники фирмы рекомендуют своих друзей или знакомых на открытые вакансии. В том случае, если кандидат успешно проходит собеседование и выходит на работу в компанию, рекомендовавшему платят бонус: он может составлять от 30 до 100 тысяч рублей в зависимости от фирмы.
По программе рекомендаций в Европе удается нанимать до 20% персонала, в Америке — до 40%, а в России на работу таким способом попадают всего 9% новых сотрудников.
Почему такая статистика?
Возможно, это происходит из-за нашего отношения к нетворкингу — сети связей или контактов. На Западе networking — это важный инструмент профессионального продвижения и развития. Там существуют специальные обучающие курсы и семинары, на которых уже со студенческой скамьи рассказывают, как ставить цель: зачем производить правильное впечатление, где и как знакомиться с нужными людьми, которые окажут влияние на карьеру в будущем и так далее.
Западные специалисты рекомендуют делить нетворкинг на два круга. Первый круг — профессиональный: это связи, которые помогут продвигаться в профессии или бизнесе. Второй — личный, связанный с хобби, увлечениями и частной жизнью.
Чего мы боимся?
Низкую статистику «программы рекомендаций», приведенную Лабораторией Касперского, я бы объяснила тем, что у русского человека несколько иное отношение к формированию сети контактов. Во-первых, нам сложно знакомиться из корысти. Мысль о том, чтобы на мероприятии обменяться визитками и использовать это общение в дальнейшем, вызывает у нас угрызения совести и мешает протянуть руку для знакомства.
В русской культуре слово «блат», означающее знакомство и полезные связи, всегда имело отрицательный оттенок. Нам стыдно знакомиться только ради выгоды. Во-вторых, если посмотреть глубже, для русских нетворкинг — это не совсем про «круг общения, который мы целенаправленно формируем со студенческой скамьи, чтобы потом использовать его в дальнейшем».
Работа станет дружбой?
Означает ли это, что «золотые правила» эффективного нетворкинга нам не подходят? Не совсем так, ведь большинство из них разумны и практичны. Их можно и нужно брать на вооружение для решения задач в деловом мире. И со временем можно будет понять, перешли ли наши новые контакты в доверительные, помогли ли некоторые из них сформировать дружеский круг и принесли ли (взаимную) выгоду.