Дефицит общения с матерью может привести к анорексии

Дефицит общения с матерью может привести к анорексии

Анорексия: причины и пути выздоровления

Потеря аппетита и недоверие к родителям

Мне просто не хочется есть, нет аппетита. Я не люблю вранье, притворство, не люблю, когда чего-то избегают. Я бы так хотела поговорить с родителями, рассказать им о себе и послушать про них, какое детство у них было, как они сегодня смотрят на мир. Они никогда не говорили об этом. Они постоянно старались привить мне хорошие манеры и избегали всего личного. Мне это надоело.

Мама беспокоится, как всегда. Всю свою активность она вкладывает только в переживания обо мне, и это меня бесит. Я боюсь, что снова не смогу есть, если она будет продолжать в том же духе, потому что то, как она со мной разговаривает, перебивает аппетит.

Если я хочу встретиться с Моникой, она говорит, что подруга общается с наркоманами. Если я разговариваю по телефону с Клаусом, она говорит, что у него только девочки на уме и он вызывает у нее подозрения. Если я разговариваю с тетей Анной, я вижу, что она ревнует меня к сестре, потому что у нее я бываю гораздо чаще.

У меня возникает чувство, будто я должна так приспособить и урезать свою жизнь, чтобы моя мать не сорвалась, чтобы с ней все было в порядке и чтобы от меня ничего не осталось. Настолько отощать душой, что от тебя ничего не останется, чтобы мать была спокойна и не боялась.

История Аниты и борьба с анорексией

Это строчки из больничного дневника 16-летней Аниты, которая потеряла вес до опасного для жизни уровня. Ее историю рассказывает в своей книге «Тело не врет» Алис Миллер.

Анорексия считается очень сложным психическим заболеванием, порой приводящим к смерти. У анорексии многих причин, но фон чаще всего один и тот же: нарушенные детско-родительские отношения. Чтобы понять эту болезнь, пишет Алис Миллер, мы должны разобраться, какие потребности ребенка не были удовлетворены, какой эмоциональный дефицит он испытывал в первые годы жизни.

По мнению Миллер, все дело в родительской жестокости, которая не всегда принимает форму побоев. Она также выражается в недостатке доброй заботы, в игнорировании потребностей ребенка и его душевной боли, в бессмысленных наказаниях, в сексуальном насилии, в эксплуатации безусловной любви ребенка, в эмоциональном шантаже, в разрушении чувства достоинства и в бесчисленных формах проявления власти.

Путь к выздоровлению

Из дневника Аниты: «Разговоры с Ниной (уборщицей в больнице — прим. ред.) пробудили во мне аппетит, я начала есть и тогда я поняла, что в жизни есть что-то для меня — истинное общение, то, по чему я тосковала всегда.

Раньше меня заставляли есть пищу, которую я не хотела, потому что это была не пища, а холодность, глупость и страх моей матери. Моя анорексия была бегством от этой ненастоящей, отравленной пищи. Нина спасла мне жизнь, помогла получить необходимое тепло, понимание, общение и обмен чувствами».

Герой рассказа Кафки «Голодарь» говорит в конце своей жизни, что он голодал, потому что не смог найти пищу, которая пришлась бы ему по вкусу. Так и Анита. Только после выздоровления она узнала, чего искала с детства: настоящего эмоционального общения, без наигранной «заботы», без чувства вины, без упреков, без угроз, без нагнетания страха, без проекций.

Анализируя случай Аниты, Алис Миллер объясняет: выздоровление стало возможным, когда Анита на собственном опыте убедилась, что существуют люди, которые хотят и могут ее понять. Которые воспринимают ее всерьез, ничего не требуя и ни в чем не обвиняя. А с терапевтом, который смог ее услышать и почувствовать, девушка узнала о собственных эмоциях и осмелилась их прожить и выразить.

Алис Миллер не призывает читателя избрать роль жертвы и осуждать «злых» родителей. Ведь взрослые часто отказывают в общении ребенку не из злых намерений, а потому что такая форма заботы не была им знакома в детстве и они вообще не в курсе, что так можно.

Необходимо, чтобы терапевт был полностью на стороне ребенка и мог объяснить значение сближающей коммуникации между взрослым и ребенком. Если клиенту удается добраться до своих детских переживаний и осознать их как оправданную реакцию на отношение родителей, тогда, как правило, исчезают и телесные симптомы, в том числе, и нарушения пищевого поведения.

Подробнее читайте об этом в книге Алис Миллер «Тело не врет» (выходит осенью в издательстве «Бомбора»).

О психоаналитике Алис Миллер

Алис Миллер — швейцарский психоаналитик, психотерапевт, автор многих книг о нарушениях родительско-детских отношений. Самая известная из которых — «Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я».

0
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
«Боюсь расстроить близких и забываю о своих интересах»Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней Ребекки7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цельРадмила Хакова: «Я нашла человека, которого искала»«У меня все слишком легко складывается»«У моей матери деменция»30 самых искренних фраз, чтобы сказать о любви«К тебе, мама»: история насилия длиною в детство. Часть 4Роковая любовь: история встречи и расставания, рассказанная мужчиной«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важногоПочему женщины путают секс и заботу«У тебя скоро появится братик»: как научить ребенка справляться с ревностью3 способа (не) обесценивать себя: мужчины честно о том, как используют слабые стороны женщинЛама Йонге Мингьюр Ринпоче: «Счастье живет в каждом из нас»Элизабет Гилберт: «Как я реагирую на критику»
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения