Не умеют слушать: как работать с такими коллегами и руководством
Почему вас могут не слушать и как изменить ситуацию
Итак, вас не слышат, игнорируют ваше мнение, а сказанные вами на совещаниях слова улетают в никуда. Последствия этого зачастую серьезнее, чем может показаться на первый взгляд: в глобальном смысле дискоммуникация между сотрудниками может привести к серьезным убыткам и затормозить развитие компании. Важно понять, почему вас не хотят слушать и слышать. Иначе, повторяя одну и ту же информацию снова и снова, есть риск получить противоположный результат — попасть в полную информационную изоляцию, настроив коллег против себя.
Со своим уставом в чужой монастырь
Когда я стала маркетологом в небольшой торговой компании, первое, что мне бросилось в глаза, — низкое качество текстов на сайте, — вспоминает Анна, 27 лет. — Оказалось, что писал их не копирайтер, а менеджер по продажам, который считал, что у него к этому талант. На предложение передать задачу профессионалу мне намекнули, чтобы я не лезла не в свое дело и что до моего прихода всех все утраивало. Решить вопрос мне удалось лишь хитростью: я убедила коллегу, что ему не стоит тратить драгоценное время на написание текстов — намного важнее генерировать интересные темы, а рутинную работу будет выполнять копирайтер. Мы работаем так уже полгода, и, надо признать, некоторые его идеи очень хороши.
Часто с проблемой «меня не слушают» сталкиваются новички, только что пришедшие в компанию. В попытке навязать свое мнение они настраивают коллектив против себя, ведь «старожилы» пока не понимают, что за «фрукт» пришел в их отдел, и предпочитают «обороняться», а не пытаться принять чужую точку зрения.
Не с той стороны
Придя в IT-компанию, я оказался в совершенно другом мире, — рассказывает Олег, 32 года, начальник отдела продаж. — Долгое время мне казалось, что меня сторонятся и не хотят принимать мои нововведения. Я предложил руководителю разработки встретиться и обсудить возможности внедрения нужного мне функционала. Каково же было мое удивление, когда мне сказали, что в обсуждениях необходимости нет, а нужный функционал я могу описать в виде задачи во внутренней системе.
Я решил, что со мной просто не хотят общаться, и всячески пытался наладить коммуникацию. Однако при попытке вернуться к обсуждению наталкивался на стену. Отчаявшись, я решил все-таки последовать совету, хотя и был уверен, что мое письмо с просьбой затеряется. Но нет — уже через час я получил ответ, а в течение месяца необходимый функционал был готов. Со временем я узнал, что многие мои коллеги сталкивались с подобной проблемой.
Работа над ошибками
Я работаю в маленькой компании, все сотрудники умещаются в двух кабинетах, — делится Василий, 28 лет, ведущий программист. — 90% времени работаю за компьютером, но иногда приходится общаться с коллегами и объяснять, почему мы не можем быстро воплотить в жизнь их многочисленные и разнообразные пожелания. Объяснить простым языком процессы, которые происходят при разработке продукта, очень тяжело.
Сначала мне это не удавалось — я повышал голос, не мог понять, почему окружающие меня люди не знают элементарных вещей. Лишь со временем я осознал, что мои коллеги не занимаются IT и моя задача — перевести на их язык то, что происходит в отделе разработки. Я стал более терпеливым, начал использовать простой язык. Это сняло напряженность, и отношения в коллективе улучшились.
Работа над ошибками
В нашей компании работает довольно своеобразный финансовый менеджер: она по десять раз пересказывает одни и те же истории из жизни, — рассказывает Андрей, 40 лет, директор по качеству. — В какой-то момент очередь дошла и до меня. Я не смог сказать «нет» и несколько раз с показным интересом слушал ее рассказы. Найдя в моем лице благодатного слушателя, она стала заходить все чаще, отвлекая меня от работы.
Однажды я задал ей вопрос по работе (для его решения нужны были знания в области финансов). Она ответила, что это моя зона ответственности и делать за меня работу она не собирается. Не то чтобы я затаил на нее обиду, ведь помогать мне она не обязана, но желание общаться, особенно на нерабочие темы, снизилось в разы.
Как достучаться до коллег и руководителя?
- Старайтесь снизить градус нагрузки на нервную систему. Это всего лишь рабочие отношения, не стоит воспринимать отказы коллег близко к сердцу. Не копите стресс в себе, найдите подходящий вам способ разрядки: йогу, бокс, плавание, рисование, танцы. Уравновешенному человеку намного проще отстаивать свое мнение, привлекать коллег на свою сторону и выстраивать позитивные коммуникации.
- Не ленитесь тратить время на подготовку. Допустим, у вас появилась интересная идея о том, как повысить лояльность клиентов. Вы спешите к начальнику — так важно оказаться первым и получить все лавры. Захлебываясь от восторга, вы рассказываете, как здорово будет внедрить новую систему.
- Дайте понять, что идея полезна не только вам. Большинство людей не любят менять привычный уклад жизни и потому отрицательно воспринимают нововведения. Объясняйте свою идею простым языком и не забывайте про индивидуальный подход: учитывайте сильные и слабые стороны собеседника, его желания и приоритеты.
Конечно, предусмотреть все сценарии развития событий невозможно. Если руководитель или коллеги вас не слышат, не отчаивайтесь. Возьмите паузу, постарайтесь понять, что вы делаете неправильно и как это можно исправить. Да, это трудоемкий процесс, но, скорее всего, с этими коллегами вам работать не один год. И самое главное, не забывайте ставить себя на место окружающих — так вы лучше поймете их мотивы и причины, по которым вас игнорируют.
Об авторе
Ирина Певная — начальник отдела подбора и адаптации персонала компании Profgallery.ru.