Что делать, если ребенок пишет медленно и с ошибками
Освоение нового навыка: как помочь школьнику в освоении письма
Освоение нового навыка, в том числе письма, — процесс небыстрый. Как понять, что школьник столкнулся с проблемами на этом пути, а не просто учится «в своем темпе»?
Признаки проблем с письмом
Первое: ребенок пишет очень медленно, не успевает выполнять задания в классе, а нажим, высота и наклон букв постоянно меняются.
Второе: школьник путает и меняет в словах буквы, обозначающие звуки «б» и «п», «д» и «т», «к» и «г», «с» и «з», «ф» и «в», а также «л», «н» и «д», заменяет рукописные буквы печатными, пишет буквы в слове отдельно, «зеркалит» «е», «з» и «э», путает «ш» и «щ», «у» и «и», не соблюдает поля.
Третье: ребенок пишет так, как слышит (фонематическое письмо), делает «глупые» ошибки (пропускает гласные в ударных позициях, не соблюдает прописную букву, даже зная правило).
Игровые упражнения для помощи школьнику
Для помощи школьнику в освоении навыков письма, родители могут организовать занятия в игровой форме. Вот несколько игр, которые помогут закрепить базовые навыки письма:
Игра «Алфавит»
Цель: закрепление образа буквы.
Инструкция: расположи буквы в клетках квадрата так, чтобы они не повторялись в строках и столбцах.
Игра «Найди букву»
Цель: закрепление образа буквы, развитие зрительного внимания и памяти.
Инструкция: подчеркни все буквы «щ», зачеркни все буквы «ш».
и т.д.
Заключение
В ходе выполнения игровых упражнений у детей развиваются произвольное внимание и контроль, мелкая моторика рук, формируются навыки чтения, что положительно отражается на механизмах речи и на поведении в целом.
Об эксперт
Елена Вавинова — учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра.
* Орфограмма — правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.