«Я — помощница машиниста»: каково быть первопроходцем?
Анна Чекулаева, 24 года
Я выросла в семье железнодорожников. Прадед в войну был кочегаром и помощником машиниста, а после победы два года работал на восстановлении железнодорожного сообщения в Германии. Бабушка и прабабушка работали дежурными по станции, а затем и начальниками станций. Дедушка служил в транспортной милиции на станции Москва-Курская.
Я с детства хотела стать машинистом, но всегда слышала в ответ, что девушек в эту профессию не берут. Что это не женская работа. Поэтому и поступила сначала в педагогический колледж, а потом в университет на психолога. О выборе не жалею — учителем работать я хотела, а психология всегда была мне интересна как наука. Но в голове постоянно крутилась мысль: «Хочу быть машинистом!»
Так что, как только список запрещенных для женщин профессий сократили, я пошла на курсы помощника машиниста.
Мой рабочий день
Мой рабочий день в ЦППК начинается с линейного пункта на Курской. Там я расписываюсь за пройденные инструктажи и прохожу предрейсовый осмотр: измерение давления и пульса, алкотестер. После обстоятельного изучения документации иду принимать состав, сменяя предшествующую бригаду.
На рабочем месте я прежде всего проверяю наличие необходимого инвентаря, средств пожаротушения и индивидуальной защиты — все должно быть в рабочем состоянии, с соответствующими сроками годности и поверок. Затем мы приступаем к опробованию тормозов — как по индикаторам, так и к физическому, — обязательно смотрим степень прилегания тормозных колодок. И только после этого мы можем отправляться в путь.
Что я делаю в рейсе? Слежу за показаниями на приборной панели, за фактической скоростью, за всеми ограничениями скорости, выполняю регламент переговоров в пути следования, контролирую посадку-высадку пассажиров… И подстраховываю машиниста, который занимается непосредственно управлением поезда. Если случаются неисправности, то по согласованию с машинистом исправляю их.
Моя работа и увлечения
Работа сложная, но я счастлива, потому что это мое. В свободное от работы время я играю — на обычной и бас-гитарах. В сентябре с командой ЦППК мы участвовали в общесетевой викторине на знание правил технической эксплуатации в Ярославле, представили там музыкальный номер. Сначала хотели спеть «Осень» Шевчука, но в итоге представили авторскую песню про железную дорогу. Это был интересный опыт. Можно ли сказать, что у меня на работе поет душа? Наверное, да.