Отдавать ли ребенка в детский сад: за и против
Изменения в системе детских садов: новые возможности для родителей
Этот вопрос — примета новейшего времени, родители начали его задавать по историческим меркам совсем недавно. В советское время практически все дети отправлялись в детский сад (с 3 лет), а некоторые — и в ясли (с 2 месяцев). Дискуссий на эту тему даже не предполагалось: общество тех времен было нацелено на реализацию коллективного созидательного, мать и отец обязательно должны были работать. Кто не трудился, считался тунеядцем и мог получить наказание исправительными работами сроком до 4 лет. Так что единственной альтернативой детскому саду были разве что бабушки-дедушки пенсионного возраста.
Незыблемая, казалось бы, система дала сбой в конце XX века. Переменился социальный строй, система ценностей, взгляды на жизнь, в том числе на частную и семейную. На поколении 1990-х проверялась эффективность педагогики Монтессори, которую в порядке эксперимента ввели в некоторых государственных детсадах. Тогда же открылись частные сады с индивидуальным подходом к каждому ребенку, наконец, у некоторых матерей появилась возможность не работать, заниматься домом и детьми.
Широкий выбор для родителей
Родители, носившие в недавнем прошлом пионерские галстуки и комсомольские значки, на глазах превращались в новый средний класс и решали вопрос о том, куда идти или не идти ребенку, быстро и под свою полную ответственность. Мнение общества не учитывалось, да и не было уже единого для всех мнения.
На решение родителей часто влияет их собственный опыт пребывания в детском саду. Свободный выбор, в том числе насчет того, где и с кем находится ребенок, пустил мощные корни. И принес неоднозначные плоды. Потому что дети выросли, и у тех, кто воспитывался дома, и у тех, кто ходил в детский сад — обычный или экспериментальный, — оказались разные представления о том, как общаться, как относиться к себе и другим. И договариваться друг с другом им иногда трудно.
Несмотря на эти трудности, эпоха единственного пути окончилась навсегда. И сегодня, на исходе второго десятилетия XXI века, у родителей широкий выбор: по-прежнему работают государственные детские сады, в которые по-прежнему стоит очередь, правда, теперь электронная. Открылись частные сады, в том числе такие, где родители сами определяют, сколько в группе детей, чем они будут заниматься в течение дня и какое у них будет меню. Появились детские клубы с программой раннего развития ребенка, а также сады, устроенные на основе различных педагогических направлений, получивших широкое признание за рубежом.
Влияние выбора на развитие ребенка
На решение, какую из этих возможностей предпочесть, влияют и финансовая ситуация в семье, и расположение дошкольного учреждения (хотя некоторые готовы возить детей и на другой конец города), и советы друзей. Но часто на решение влияют не рациональные, а эмоциональные факторы: например, собственный детский опыт родителей.
Детский психолог Татьяна Бедник отмечает, что важно обращать внимание на настроение ребенка после посещения детского сада. Говорите с ним: весело ли ему, интересно ли, как он общается с другими детьми, с воспитателями, что ему нравится. И конечно, очень важно, какие отношения у ребенка с родителями: если он доверяет им, то с большей вероятностью расскажет об обидах и найдет поддержку.
Клинический психолог Диана Пшибиева подчеркивает, что опыт ребенка в детском саду может повлиять на его дальнейшее развитие. Поэтому важно выбирать сад с учетом потребностей и характера ребенка.
Пример из жизни: решение Ксении
Ксения, 29 лет, высказывает свои опасения относительно отдачи сына в детский сад. Из-за своего негативного опыта в детстве, она боится, что сыну будет одиноко и неудобно. Однако специалисты отмечают, что избегание детского сада может привести к проблемам в социализации и развитии у ребенка.
По мнению психологов, детский сад может быть полезным для формирования социальных навыков у ребенка. Социализация, общение с другими детьми, разрешение конфликтов — все это важные аспекты в развитии личности.
Таким образом, выбор детского сада — это ответственное решение, которое следует принимать с учетом потребностей и особенностей ребенка. Важно помнить, что детский сад может предоставить ценный опыт и возможности для развития, которые могут оказаться важными для будущего ребенка.