6 главных открытий и достижений в области нейронаук, психиатрии и женского здоровья в 2023 году

Опубликовано 18-03-2024, 18:54 в Самопознание | Здоровье и красота

Послеродовая депрессия: генетическая предрасположенность, причины и первые таблетки

Послеродовая депрессия (ПРД), которая развивается в первые недели и месяцы после родов, затрагивает примерно каждую седьмую женщину в мире. Однако, возможно, это психическое расстройство встречается еще чаще.

Крупная международная группа исследователей опубликовала статью в American Journal of Psychiatry, где провела самый масштабный метаанализ данных о генетике послеродовой депрессии. В исследовании приняли участие почти 80 тысяч женщин различного происхождения.

Ученые пришли к выводу, что предрасположенность к послеродовой депрессии не просто закодирована в генах, но также является наследуемым из всех известных психических расстройств. Это объясняет, почему ПРД может развиться без явных причин, таких как психологическая травма.

Симптомы и лечение

Симптомы ПРД являются результатом сложного взаимодействия генов, ответственных за развитие других психических расстройств. Исследователи выяснили, что ПРД связана с нарушением работы нейронов и рецепторов гамма-аминомасляной кислоты в таламусе и гипоталамусе.

Обычно для лечения ПРД назначают стандартные антидепрессанты, но для достижения эффекта требуется от двух до восьми недель. В 2023 году в США было одобрено применение зуранолона, который можно принимать в таблетках дома. Этот препарат показал улучшение состояния уже через три дня, и курс приема составляет всего две недели.

Биполярное расстройство: диагноз по анализу крови

Исследователи из Кембриджского университета опубликовали статью в журнале JAMA Psychiatry, где решали проблему диагностики биполярного расстройства и большого депрессивного расстройства. Считается, что от биполярного расстройства страдает примерно один процент населения, но из-за ошибочной диагностики пациентов с БАР может быть гораздо больше.

Исследователи провели анализ крови у тысячи человек с диагнозом БАР и смогли определить профиль биомаркеров, характерный именно для этого расстройства. Сочетание анализа крови с психиатрическим обследованием может значительно повысить точность диагностики биполярного расстройства.

Болезнь Альцгеймера: новое лекарство и кетогенная диета

В 2023 году в США был одобрен к применению препарат леканемаб, который воздействует на токсичные скопления белка бета-амилоида в головном мозге, вызывающие разрушение нейронных связей. Леканемаб способствует удалению амилоидных бляшек из мозга и замедляет ухудшение памяти и мышления.

Кроме лекарств, ученые ищут немедикаментозные подходы к лечению болезни Альцгеймера. Кетогенная диета показала свою эффективность в улучшении состояния пациентов с этим заболеванием, обеспечивая мозг энергией и тормозя процесс образования амилоидных бляшек.

Контрацепция, ослабляющая симптомы депрессии

Российские исследователи проверили комбинированный оральный контрацептив на антидепрессивный и противотревожный эффект. Оральный контрацептив, сочетающий в себе эстетрол и дроспиренон, показал снижение уровня тревоги и депрессии у женщин после приема.

Психоделики: панацея от психических болезней?

Психоактивные вещества, такие как псилоцибин, ЛСД и метамфетамины, все чаще привлекают внимание ученых. Исследования показывают, что применение психоделиков в качестве лекарств может существенно улучшить состояние пациентов с различными психическими расстройствами, такими как депрессия, тревожность, посттравматическое стрессовое расстройство и другие.

Эффект психоделиков основан на изменении общения различных отделов мозга и повышении нейропластичности. Псилоцибин, например, способен улучшить состояние пациентов с депрессией, которая не поддается стандартным антидепрессантам.

Женские половые гормоны и здоровье мозга

Исследователи из Канады провели исследование, которое показало, что чем дольше женщина находилась под воздействием женских половых гормонов, тем меньше риск церебральной микроангиопатии после менопаузы. Репродуктивная история женщины играет критическую роль в состоянии здоровья ее мозга.

«Заметит даже муж»: врач перечислила 6 явных признаков послеродовой депрессии«Я — плохая мать» — что такое послеродовая тревогаЖенщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней РебеккиМосквичка убила своего 10-месячного ребенка: может ли послеродовая депрессия спровоцировать трагедию?4 основных вида психических травм«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в РоссииКак выявить настоящую психологическую травму: 4 критерияПлата за шанс жить вечно: что такое биохакинг и чем он опасенЧто чувствует мой психолог?О чем сейчас кричит наше тело?Родители тоже плачут: почему детям полезно видеть наши слезыРоды с доулой: как выбрать боевую подругуТеперь нас трое: как сохранить семью после рождения ребенка?«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важного«Не надо кричать, ты здесь не одна»: что такое акушерское насилие и почему оно происходит. Часть 2. Роды