Коран и терапия: к каким психологам обращаются мусульмане?

Коран и терапия: к каким психологам обращаются мусульмане?
Опубликовано 4-03-2024, 01:30 в Коммуникация | Человек среди людей

Исламская психология: возвращение к корням

Возрастающий интерес к исламской психологии

Во всем мире повышается интерес к исламской психологии. Создаются организации для оказания консультативной психотерапевтической помощи мусульманам. Специалисты объединяют знания психологии с учением Корана. Давно известна Международная ассоциация мусульманских психологов, а в России работает Ассоциация психологической помощи мусульманам.

Роль религии в исламской психологии

Несмотря на расхожие убеждения, что «Аллах любит терпеливых» и «Женщины все такие, живи как живется», мусульманки все чаще решаются обратиться к профессионалам. И психологическая помощь им оказывается в контексте шариата (комплекса предписаний, определяющих убеждения мусульманина) и адатов (обычаев, регулирующих повседневную жизнь мусульманина).

Популярные запросы мусульман

  • Отсутствие картины будущего
  • Страхи, бесперспективность
  • Бессилие и беспомощность
  • Межличностные, семейные конфликты
  • Несформированность навыков общения в социуме
  • Заниженная самооценка
  • Обиды на родных
  • Депрессии
  • Застревание на несбыточных мечтах

Перспектива развития исламской психологии

Выделение исламской психологии в отдельную дисциплину и разработка соответствующих методов были лишь вопросом времени, ведь запрос на такую помощь существует давно. Традиционные психологические школы базируются на западном мировоззрении, с его индивидуализмом и демократическими ценностями. Однако для личности мусульманина религиозная идентичность является не просто важной, но «системообразующей».

Исламская психология: подход к личности

Исламская психология рассматривает человека на уровне «рух» (души), «нафса» (низменной части человеческой души), «акль» (сознания/разума), «джисм» (физического тела).

Психотерапия как духовная практика

Хорошая психотерапия — это всегда духовная практика, в священном котле которой детские комплексы переплавляются в новое ядро личности. Человек, который познал сущность своего нафса, познает своего Создателя.

Пример из практики

Например, молодая русская женщина, принявшая ислам, ставшая второй женой мусульманина, жаловалась, что муж не уделяет ей столько внимания, сколько первой жене. В личной истории женщины — трагическая смерть отца в детстве. Супруг говорит, что она сама отталкивает его.

Проще переложить ответственность за свою жизнь на действие потусторонних сил, чем проводить сложную внутреннюю работу.

Возвращение к корням

В завершении статьи хочу сказать слова благодарности в память о своем психотерапевте Анжеле Мери Коннолли, подарившей мне возможность вернуться к своим корням. На одной из сессий Анжела упомянула Анри Корбена, юнгианского психолога, одного из величайших западных ученых в области изучения суфизма и исламского мистицизма, директора школы практических исследований университета Сорбонны, сравнив наши духовные пути.

Об авторе: Гузель Хуснуллина (Махортова) — психотерапевт, кандидат психологических наук, автор книг по женской и детской психологии. Ее сайт.

0
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важного«Я сделала все, что могла»: как наи?ти силу в своем бессилииМария Миронова: «Я мечтаю минуты полторы, а потом иду и делаю»Искусству любви можно научитьсяКак заботиться о себе в кризисной ситуации: советы психолога7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цельСтрашно? Не бойтесь! Как наш мозг обманывает телоПочему мы теряем старых друзей. Опыт психодрамы«У меня все слишком легко складывается»Как измерить душу, травму и стресс: все о доказательной психотерапииРадмила Хакова: «Я нашла человека, которого искала»«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в России«Я решилась стать второй женой»«Боюсь расстроить близких и забываю о своих интересах»«Я не интересуюсь политикой»: можно ли оставаться в стороне?
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения