Десятилетие науки 2022–2031: что это значит для психологии?
Десятилетие науки и технологий в России
Вчера президент России Владимир Путин подписал указ о начале Десятилетия науки и технологий в стране. Согласно этому документу, основными задачами на 2022–2031 годы станут:
- привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок;
- содействие привлечению исследователей и разработчиков к решению «важнейших задач развития общества и страны»;
- повышение доступности информации о достижениях в технологичных сферах для россиян.
Очевидно, что эта инициатива позволит финансировать множество научных проектов. Однако на текущем этапе неясно, какова среди них будет доля гуманитарных и есть ли перспектива развить академическую психологию в рамках Десятилетия науки и технологий.
Комментарий директора института педагогики и психологии образования
Мы обратились за комментарием к директору института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, доктору психологических и педагогических наук, профессору, члену-корреспонденту РАО Александру Савенкову. Публикуем мини-интервью с экспертом.
Развитие психологии как науки
Вопрос: Что может значить для психологии как науки «десятилетие науки», объявленное в России?
Ответ: В XX веке говорили, что в будущем наука должна стать производительной силой общества. В XXI веке наука действительно стала ею: научные открытия стремительно внедряются в практику. Психология не относится к числу «точных» наук, как физика, химия или биология, но она очень стремится добывать истинное, позитивное знание. И, безусловно, повышенное внимание к науке в целом и к психологии, в частности, благотворно скажется на ее развитии.
Сегодня академические исследования в области психологии существенно влияют на нашу жизнь.
Актуальные направления исследований
Вопрос: В чем академическая психология в России нуждается больше всего?
Ответ: Академическая психология сегодня нуждается во внутреннем очищении от фантазий, выдумок, мифов. Эти процессы уже идут: во многих исследовательских организациях, университетах стали работать комитеты по этике психологических исследований, которые стараются сделать исследования более профессиональными, грамотными, чистыми, добывающими максимально достоверные сведения. И это принципиально важная тенденция.
Вопрос: Какие направления исследований, на ваш взгляд, наиболее актуальны на сегодня в психологии?
Ответ: Я думаю, сегодня актуальнее всего исследования из блока социальной психологии, связанные с индоктринацией. Этим словом обозначается способность человека некритически воспринимать чужие идеи.
Чтобы консолидировать общество, ему нужно то, что называют «национальной идеей», и вот эта идея, транслируемая лидерами и некритически принимаемая большинством, и выполняет важнейшую объединяющую функцию.
Еще одна важная для психологии область — это когнитивные исследования. Они стимулируются программами по развитию искусственного интеллекта. Когда в этом вопросе физики и инженеры достигают каких-то прорывов, это заставляет пересматривать позиции по естественному интеллекту. И психологи довольно интенсивно сейчас изучают когнитивную сферу личности.
Место психологии в системе научного знания
Вопрос: Какое место занимает психология в системе научного знания?
Ответ: В конце XX века некоторые методологи, специалисты по теории научного знания и философы говорили, что психология станет одной из основных наук в XXI веке. Уже прошло два десятилетия, а этого не случилось. Интенсивно развиваются такие науки, как биология, физика. На основе открываемых ими законов природы создаются новые высокие технологии.
Психология в свою очередь шагает в ногу со временем, тесно переплетаясь с другими науками. Так, например, есть математическая теория принятия решений, а есть психологическая теория принятия решений. В первой все красиво и точно рассчитано, но человек в реальной жизни так не поступает, он редко принимает решения руководствуясь строгими расчетами.
Более того, психология включает в себя знание о том, как можно управлять процессами вне зависимости от устройства материального мира. Психологи знают, почему мы несем деньги в банк или снимаем их со счета, беспорядочно тратим или храним на счетах в ожидании высоких процентов.