Как возникают иллюзии восприятия?

Как возникают иллюзии восприятия?
Опубликовано 2-03-2024, 05:42 в Познать себя | Человек среди людей

Иллюзии восприятия: как работает наш мозг

Философские теории

Давным-давно философов интересовало, насколько то, что мы воспринимаем, соответствует тому, каков мир на самом деле. Например, древнегреческий философ Демокрит считал, что от вещей, которые нас окружают, отделяются тоненькие оболочки. Они летят и попадают на сетчатку глаза, и там получается точный отпечаток.

Примерно так же считал много веков спустя Рене Декарт. Но даже простейшие опыты показывают, что этот отпечаток неполон и может соответствовать чему угодно. На самом деле то, что мы видим, определяется не только глазами, но и мозгом.

От ошибок к механизмам

Еще в XVII–XVIII веках стали появляться картинки, которые показывали, что одно и то же может восприниматься по-разному. Этим активно занимались фокусники и иллюзионисты, которые первыми обнаружили, что нашим вниманием можно управлять.

В начале XXI века было заявлено целое направление — нейромагия. Она предлагала двигаться от неоднозначностей, ошибок, иллюзий нашего восприятия к тем механизмам, которые за ними стоят.

Классификация ошибок в восприятии

  • Ошибка внимания
  • Ошибка памяти
  • Ошибка работы мышления

Ученые создали целую классификацию того, что может порождать ошибки в нашем восприятии. Они могут быть связаны с вниманием, памятью, работой мышления — по сути, со всеми познавательными процессами. И оказывается, что повлиять на них можно очень сильно.

Иллюзии восприятия

Эти ошибки восприятия — иллюзии — оказались хорошим ключом к пониманию того, как восприятие работает. Определяют иллюзию очень просто: как искажение в восприятии любого признака объекта — формы, названия, положения в пространстве. Все эти признаки очень зависят от контекста.

Примеры иллюзий

  • Иллюзия с платьем
  • Предугадывание будущего
  • Иллюзии, определяемые нашим опытом

Восприятие или построение образов — процесс очень эффективный. Он работает за доли секунды и позволяет очень точно схватить смысл любой, даже очень сложной ситуации. В силу того что наше восприятие заточено под очень широкий круг задач (опознания предметов, людей и их действий, в том числе в непривычных ситуациях), такое быстрое схватывание может выдавать ошибки.

Под диктовку мозга

Если мы посмотрим на то, как устроен процесс восприятия, мы увидим, что это всегда два встречных потока — восходящий и нисходящий. Восходящий включает внешнее воздействие — информацию о цвете, свете и форме, попадающую на сетчатку и передаваемую на следующие уровни анализа информации. Нисходящий определяется тем, что от нас хотят, что мы знаем, в каком контексте эта информация предъявлена.

Теория бессознательных умозаключений

Идея о том, что восходящая линия важнее, появилась очень давно, в XIX веке, в работах физика и физиолога Германа Гельмгольца, который придумал теорию бессознательных умозаключений.

Он считал, что восприятие устроено по аналогии с мышлением, то есть представляет собой скорее умозаключение. У нас есть некоторая малая посылка: то, что на нас сейчас воздействует. Мы сопоставляем это воздействие с большой посылкой — всем нашим прошлым опытом. Поэтому, если мы что-то воспринимаем не так, как оно есть, на самом деле это ошибка умозаключения.

Установки и восприятие

Восприятие определяется не только нашим опытом, но и нашей готовностью определять ситуацию так, а не иначе, то есть нашими установками. Эти установки, в свою очередь, могут задаваться контекстом, нашими желаниями и переживаниями.

Например, пословица «У страха глаза велики» говорит именно об этом: нечто пугающее будет казаться большим, чем есть на самом деле. То же самое относится к объектам, которые для нас привлекательны.

Эксперимент Джерома Брунера

Один из основателей когнитивной психологии Джером Брунер в 1940-е годы проводил опыты с восприятием. Он сравнивал, как дети оценивают размер картонных кружочков и размер монеток. Любому ребенку монетка важнее, чем картонка. Мы увидим, что по сравнению с оценками кружочков монетки существенно переоцениваются.

Более того, все зависит и от того, из какой среды ребенок. Брунер специально брал детей из богатых семей, которые имеют карманные деньги, и детей из бедных семей, которые их не имеют. Бедные дети переоценивают монетки больше, чем богатые.

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цель«Боюсь расстроить близких и забываю о своих интересах»«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важного«Медперсонал шептался, что я нечистая»: три истории о жизни с ВИЧ в РоссииРодители тоже плачут: почему детям полезно видеть наши слезыКогда ребенку пора к психологу?Рене Зельвегер: «Я стараюсь почаще смеяться над собой»«Почему я не могу быть с той, кого люблю»: признание мужчины«У вас есть лучший друг. Это вы сами»Элизабет Гилберт: «Как я реагирую на критику»Лама Йонге Мингьюр Ринпоче: «Счастье живет в каждом из нас»Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней Ребекки«Я поняла, что работаю на своем месте»«Я не отнимал у них жизнь — они сами ее у себя отнимали»: история одного ужина с палачом30 самых искренних фраз, чтобы сказать о любви
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения