Мы склонны переоценивать свой вклад в общее дело
Исследование Джулианы Шредер
Джулиана Шредер, доцент отделения менеджмента в школе бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета в Беркли, провела исследование, чтобы выяснить, как размер коллектива влияет на склонность членов этого коллектива приписывать себе большую часть достижений группы. Для этого она вместе с коллегами провела серию экспериментов.
Первый эксперимент
В первом эксперименте участвовали 699 учащихся по программе MBA, проходивших курс по ведению переговоров. Каждому из них задали несколько вопросов, касавшихся их деятельности в учебной группе. Оказалось, что чем больше был размер учебной группы, тем большую долю общей работы опрошенные приписывали себе. Особенно ярко этот эффект проявлялся, если в группу входило более восьми человек.
Однако если участникам исследования требовалось сначала вспомнить своих товарищей по группе, они были уже не столь склонны преувеличивать свои личные достижения. Участники, которых распределили в группы из шести человек, были более склонны преувеличивать свой вклад в общий результат.
Второй эксперимент
Во втором эксперименте участвовали добровольцы из числа посетителей Чикагского научно-промышленного музея. Их разделяли на группы по три или шесть человек, которые соревновались друг с другом в упражнениях с кистевым эспандером. Результаты подтвердили выводы первого эксперимента — участники, которых распределили в группы из шести человек, были более склонны преувеличивать свой вклад в общий результат.
Онлайн-опрос
Авторы исследования также провели онлайн-опрос, участников которого просили вспомнить любые ситуации, в которых им доводилось выполнять задачи в составе малых (2-4 человека) или более крупных (5-10 человек) групп. И снова тенденция переоценивать значимость своей работы ярче проявлялась при работе в более крупных коллективах.
Чтобы снизить влияние подобной тенденции, Джулиана Шредер рекомендует разбивать крупные рабочие группы на более мелкие и четко распределять зоны ответственности каждого участника.