Ресурсное проклятие: как таланты могут препятствовать нашему развитию
# Вера в одаренность: польза или вред
## Введение
Мы часто видим перед собой примеры людей, которым многое дается легко. Кто-то прекрасно поет, хотя никогда не учился в музыкальной школе, кто-то может заряжать толпу, и на его публичные выступления билеты раскупают за многие месяцы. Кто-то имеет предпринимательскую жилку, всегда точно угадывает время для запуска успешного стартапа и знает, в какой проект точно стоит вкладываться.
## Примеры успешных людей
Даже если взять истории успешных людей, многие из них выглядят так, будто талант человека долгие годы «ждал» возможности раскрыться. Например, Ингеборга Моотц впервые занялась инвестированием в возрасте 75 лет, причем эту идею не поддержали даже ее родственники. Но за последующие двадцать лет домохозяйка заработала более 3 млн евро. Другой популярный пример — Рут Флауэрс, известная как Мами Рок, которая в 66 лет познакомилась с клубной культурой и в 68 лет стала всемирно известным ди-джеем.
## Последствия веры в одаренность
Концентрация на идее о врожденных талантах может достаточно сильно мешать самореализации. Среди ее последствий:
### Развитие инфантилизма
Фраза «у меня просто нет талантов» помогает смириться с успехом других и с тем уровнем, который имеем мы сами. Это приводит к перекладыванию ответственности с наших действий на наши гены.
### Риск провала на полпути
Даже если у человека есть врожденные склонности к какой-то деятельности, этого недостаточно для достижения успеха — без самодисциплины и постоянной практики прийти к выдающимся результатам невозможно.
### Возникновение стресса и страха ошибок
До сих пор бытует мнение, что ошибки — удел «троечников», а талантливый человек должен быть талантлив во всем, то есть демонстрировать постоянную успешность.
## Наследственность vs среда: научная точка зрения
Вопрос о том, что влияет на человека больше, наследственность или среда, занимает ученых уже не один век. Если сначала была распространена идея tabula rasa, человека как чистой доски, то в XX веке стали говорить о главенстве генетических факторов, определяющих уровень интеллекта, таланты человека и черты его характера.
## Потенциал вместо таланта
Безусловно, каждый из нас имеет определенные склонности, способности и интересы. Но они могут по-разному раскрываться в течение жизни. Человеческий мозг нейропластичен — он может меняться под воздействием среды и обучения, причем происходит это как в детском, так и во взрослом возрасте.
## Как раскрыть потенциал
1. **Вспомните детские желания и мечты**
Детство — это время, когда нам еще не объяснили, как «правильно». Именно тогда мы лучше всего слышим внутренние позывы к какой-то деятельности и с удовольствием на них откликаемся.
2. **Следуйте за своим интересом**
Именно интерес, внутренняя мотивация и желание развиваться в определенной сфере могут стать компасом, который поможет отыскать скрытый потенциал.
3. **Не ставьте цель найти одно дело на всю жизнь**
Окружающий мир постоянно меняется, а параллельно с ним меняется наш внутренний мир: интересы, потребности и даже ценности могут «обновляться».
4. **Разрешите себе ошибаться**
Ошибки — важная часть любого пути. Как только мы научимся принимать их и извлекать из них уроки, наш рост пойдет намного эффективней.
5. **Учитесь совершать усилие, но не насилие над собой**
Без самодисциплины добиться результатов практически невозможно, но важно отличать понятия усилия и насилия над собой.
В конечном итоге, вера в одаренность может как помочь, так и препятствовать самореализации. Однако, концепция потенциала открывает перед нами новые возможности для развития и раскрытия наших внутренних возможностей.