4 романа, которые стоит прочесть этой осенью

4 романа, которые стоит прочесть этой осенью
Опубликовано 14-03-2024, 13:38 в Книги | Познать себя

«Вечная мерзлота» Виктора Ремизова

Вечная мерзлота Виктора Ремизова — мощный, исторически честный 800-страничный эпос с многогранными характерами и единой сюжетной линией. Он начинается и заканчивается ледоходом на Енисее: в 1949 году буксир «Полярный» везет в поселок Ермаково баржи с заключенными на грандиозную стройку, а в 1953-м, сразу после смерти Сталина, амбициозный проект замораживают — и те же баржи увозят оставшихся обратно.

Между двумя ледоходами перемолотые судьбы тысяч соотечественников и две личные истории: бывшего геолога, а теперь лагерного фельдшера Георгия Горчакова и молодого речного капитана Белова, которого система затянет и искалечит, страшно и бессмысленно. Белову предстоит пройти сложный путь от истовой веры в мудрость вождя к осознанию сути происходящего.

Сильный Енисей и Ремизов

Как сильный Енисей «безжалостно, но честно» взламывает лед, так и Ремизов прямо ставит проклятые вопросы и ищет ответы, в художественной правде наследуя Варлама Шаламова. Виктор из другого поколения и опирается не на свой опыт, а на документы эпохи: на воспоминания заключенных Ермаковского лагеря, книгу памяти Енисейского пароходства, архивы «Мемориала». Временная дистанция дает нужную объективность и мужество писать.

Ремизов публикует полный список строек Великой Сталинской магистрали. Это производит оглушающее впечатление. Как будто автор дает нам в руки бинокль с большим увеличением, а потом его переворачивает — и каждая ситуация, описанная в романе, становится лишь одной из многих.

«Вечную мерзлоту» читать трудно. К счастью, у Ремизова удивительно спокойная, прозрачная манера письма. Пожалуй, только так — взвешенно, без нагнетания — и можно говорить о годах агонизирующего террора, чтобы прочувствовать его абсурд и жестокость. Это испытание, которое стоит пройти в литературе, чтобы не допустить в жизни.

«Ревность» и другие истории

В каждом из семи рассказов сборника мастер скандинавского нуара Ю Несбё исследует природу ревности и ее невероятную власть над людьми. Одного из героев она даже делает выдающимся следователем — пережив предательство своей девушки, он начал распознавать чужую ревность по малейшим признакам. Подозрительность лишает покоя, здравого смысла и отравляет жизнь, причем иногда это не фигура речи. Не забудем, что Ю Несбё — лучший детективщик Норвегии. Исход его криминальных сюжетов непредсказуем. Но когда знаешь, что в деле замешано это болезненное чувство, разгадывать хитрые головоломки чуть легче.

Перевод с норвежского Дарьи Гоголевой и Анастасии Наумовой.

«Хорошие собаки до Южного полюса не добираются»

Согревающая душу история, рассказанная наблюдательным псом по имени Шлёпик. Когда его любимый хозяин майор Торкильдсен умирает, Шлёпик и фру Торкильдсен остаются одни. Прежде они относились друг к дружке с сомнением, но теперь находят общий язык. Они с интересом изучают историю экспедиции Амундсена и выясняют: исследовательский подвиг на самом деле совершили собаки, а люди присвоили себе их победу. Тюволд пишет настоящую сагу о героизме и преданности наших питомцев, а потом дает и Шлёпику проявить те же качества, когда сын вдовы намеревается спровадить женщину в дом престарелых.

Перевод с норвежского Анастасии Наумовой.

«Жженый сахар»

37-летняя Авни Доши написала самобытный и вместе с тем универсальный текст о мучительной взаимо­связи матери и дочери. Авни — человек двух культур. Она выросла в Нью-Джерси, в семье иммигрантов из Индии, училась на Манхэттене и в Лондоне. Но при этом часто бывала в родной для ее матери Пуне — крупном индийском городе, где происходит действие «Жженого сахара».

Историю о том, как взрослая дочь переживает прогрессирующий Альцгеймер своей матери, Доши обдумывала много лет, набросав восемь (!) разных вариантов.

В итоге получился хлесткий и ранящий роман о месте современной женщины в патриархальном обществе и о семейных ценностях, которые становятся тяжким грузом. Об острой потребности дочери в материнской любви и о ненависти как ее изнанке, а еще о невозможности перерезать пуповину, даже (или особенно) когда твоя мать уже теряет связь с реальностью и перестает тебя узнавать.

Осознавая наступившую материнскую зависимость и вечную собственную уязвимость, героиня раз за разом пытается и отыграться, и простить, и обрести свободу. Но возможно ли освобождение от токсичных отношений, которые не только связывают и душат, но и держат на плаву?

1
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Попадья, омбудсмен, приемная и многодетная мать. Вы верите в то, что это можно совмещать?«Ну просто комедия»: в каком жанре вы живете?«Первобытный страх»: почему нужно говорить о смертиВесь в себе: как перестать мучиться от собственного эгоизма?В каком жанре вы живете: комедия, детектив, драма? Как изменить взгляд на жизньПриметы и традиции ноября: отметить курьи именины и заснуть в гробуКнижная полка: 4 романа, которые стоит прочесть в сентябре11 книг разной степени терапевтичности, которые можно купить на ярмарке non/fictionРадмила Хакова: «Я нашла человека, которого искала»Что я знаю о папе: часть 1. Бумажные куклыЭлизабет Гилберт: «Как я реагирую на критику»Третий выходной пошел бы нам на пользу?«Мой ребенок сошел с ума»Какие фильмы мы пересматриваем осенью и почему: киноподборка и мнение психологаЯ переехал(а) в Турцию: три истории, рассказанные спустя разное время проживания
Показать ещеСкрыть
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения