Больше чем учитель: кто такой ментор и зачем он нужен ребенку
Кто такой ментор?
Ментор – это авторитетный взрослый, который направляет ребенка и помогает ему определить себя, свои интересы и способности. Основное отличие ментора от учителя заключается в том, что ментор не обучает ребенка школьной программе, а помогает найти свой жизненный и карьерный путь.
Ребенку часто бывает сложно понять свои сильные и слабые стороны, определить свои интересы и выбрать профессию. Ментор своим примером может мотивировать ребенка двигаться в нужном направлении. В то время как учитель помогает в получении новых знаний, ментор может помочь с профориентацией и вернуть утраченный интерес к учебе.
Кроме того, ментор помогает ребенку преодолеть вредные привычки или проблемы в общении со сверстниками.
Как и где найти ментора?
Для того чтобы стать ментором, необходимо иметь глубокий личный опыт и мотивацию. Кроме того, кандидат должен обладать образованием в области педагогики и детской психологии, а также умением общаться с детьми разных возрастов. Важно понимать цель и задачи менторства, и желательно иметь успешный опыт работы с подопечными.
Поиск ментора начинается с формирования запроса: определите навыки и качества, которые вы ожидаете у ментора. Сформулируйте ключевые вопросы для кандидата и начинайте поиски. Ментора можно найти в школе, на курсах, в кружках, лекциях и интенсивах.
Другой вариант – найти в своем окружении человека, который вдохновляет вас личным примером. Например, человека, который построил успешную карьеру в области, в которой вы мечтаете преуспеть.
Зачем нужен менторинг?
Один из современных трендов в образовании – запрос на системное и комплексное развитие навыков и знаний. Менторинг направлен на развитие приспособленности к жизни, эффективного мышления, изучение потенциала, формирование навыков его использования в сложных ситуациях.
Для гармоничного развития ребенка важно не только обладание объемом знаний, но и умение адаптироваться в обществе, устанавливать отношения.
Если подросток сталкивается с насмешками или травлей, и не может справиться самостоятельно, помимо школьного психолога и родителей, ментор может быть полезен для предоставления совета и поддержки.
Как это работает?
Первый этап – знакомство и создание доверительной атмосферы между ментором и подопечным. Родители оценивают, насколько ментор подходит их ребенку. При удачном знакомстве, назначается следующая встреча.
На втором этапе ментор выявляет потребности подопечного, формирует план работы, определяет цели и методы их достижения, разрабатывает график работы.
Третий этап – основной: ментор направляет ребенка в работе, контролирует выполнение заданий, но не делает их за него. На этой стадии ментор определяет свою активность в паре, а подопечный – насколько ментор помогает ему.
Заключительный этап – наблюдение: ментор оставляет подопечного и наблюдает, анализирует ситуацию со стороны, давая возможность проявить самостоятельность.
Отношения ментора и подопечного строятся на доверии и поддержке. Важно, чтобы ментор был понимающим и принимающим, а ребенок был самостоятельным и ответственным.