Геймификация: как работу превратить в игру
Геймификация: как игры влияют на бизнес
Сложное слово «геймификация» незаметно и прочно вошло в нашу жизнь. Мы не замечаем, как с азартом собираем купоны в гипермаркете, чтобы купить на них «очень нужную» десятую сковородку. Как набираем баллы и получаем золотые статусы в приложениях такси.
«Что наша жизнь? Игра!» Классик вряд ли предполагал, что в первой четверти XXI века его фраза станет моделью мира. Игра проникает во многие сферы нашей жизни. Даже в такие серьезные, как бизнес, где, казалось бы, точно не до развлечений. Но именно через игровые механизмы лучше всего усваиваются новые знания и навыки, убеждена бизнес-тренер Анастасия Шемонаева.
Внешние и внутренние процессы
«Геймификация иногда направлена на внешние процессы — это, как правило, взаимодействие с клиентами, покупателями. А бывает геймификация внутренних процессов, которые можно выстраивать, менять, развивать через тот или иной игровой формат», — поясняет эксперт.
Но есть нечто, что объединяет оба направления, — это интерес. Именно благодаря ему игры привлекают внимание и клиентов, и сотрудников. Интерес «приправляется» азартом, выгодой и желанием стать победителем.
Игры как инструмент мотивации
«Любой процесс рано или поздно наскучит, — рассказывает Анастасия Шемонаева. — Усталость накапливается. Даже регулярное обучение персонала не помогает. Допустим, в некой компании на протяжении многих лет успешно работают классические бизнес-тренинги. Но постепенно руководители и HR-менеджеры начинают замечать, что люди подают заявки на обучение, а до самого тренинга так и не доходят. А все потому, что исчезают мотивация и эмоциональная вовлеченность. Компания начинает искать новые способы взбодрить коллектив. И тут на помощь приходят игровые инструменты».
От квеста до бизнес-симуляций
Но из чего складывается успех игры? В ней обязательно присутствует элемент соревновательности. Нам с детства знакомо стремление выиграть, победить, обойти по очкам, стать первым, забить мяч в ворота противника.
«В процессе игры растет интерес к теме, желание получить новые знания. Человек входит во вкус, потому что хорошая игра увлекает, — уверена бизнес-тренер. — Она помогает не только достичь цели, но и узнать свои возможности. Нам важно себя похвалить — вот какой я молодец, сделал такой хитрый ход, набрал столько-то очков или выиграл в финале».
Также игры обычно забавны, юмор — одна из основных составляющих игрового процесса. В жизни и так много серьезных дел и проблем. А смех помогает раскрепоститься, дает энергию. «Когда много энергии, легче запоминать информацию по теме, которую мы изучаем, играя», — поясняет Анастасия Шемонаева.
Геймификация процессов
Во многих компаниях у каждого сотрудника есть план, который он изо дня в день, из месяца в месяц выполняет. Выполнил — выдохнул, выполнил — выдохнул. Сотрудник пребывает в постоянном напряжении. Эмоциональное выгорание в таких компаниях очень высоко.
«Если требования, обязательные для бизнес-результата, оформить как игру, то уровень стресса снизится, а выгорания удастся избежать. Предположим, сотрудник не только выполняет план, но и нарабатывает баллы, продвигается вперед и в конце года получает какой-то бонус или «плюшку» от работодателя — поездку в другой город или страну, путевку в санаторий или ценный подарок. Он делает то же, что обычно, но у него появляется дополнительный моральный и материальный стимул. Он работает и при этом получает удовольствие от процесса и видит результат», — рассказывает бизнес-тренер.