Digital-сотрудники и «аналоговые» начальники: как им договориться?
Представители разных поколений: мотивации и пересечения интересов
Исследователи из России и зарубежья пришли к выводу, что представители разных поколений движутся разными мотивами, включая мотивацию в трудоустройстве. С учетом того, что среди работодателей преобладают представители поколения X, возникает сложность в установлении коммуникации с цифровиками Z. Однако эта задача вполне решаема, если учесть особенности последних и использовать их на максимум.
Теория поколений
Теория поколений была впервые представлена Нилом Хоув и Уильямом Штраусом в книге "Поколения". Они выделили общие черты у людей, родившихся в один и тот же исторический период, равный 20 годам. По мнению авторов, представителей одного поколения объединяют не только ключевые события, но и общие ценности и модели поведения.
Сегодня все более широко распространена градация поколений, включающая беби-бумеров, X, Y, Z и даже новое поколение - Альфа. В России градация немного отличается от оригинальной, согласно Евгении Шамис, россиян можно разделить на следующие группы:
- Величайшее поколение (1900—1923);
- Молчаливое поколение (1923—1943);
- Поколение беби-бумеров (1943—1963);
- Поколение X (1963—1984);
- Поколение Y (1984—2000);
- Поколение Z (c 2000).
Современное время и поколения
В настоящее время все поколения собрались в одной цифровой эпохе. Существуют представители, которые помнят Великую Отечественную войну, поколение X - родители Z и Y, а также основные работодатели для последних. Пандемия ускорила процесс цифровизации, создавая новые вызовы в понимании и мотивации различных поколений.
Мотивационные факторы и пересечение интересов
Кандидат психологических наук Сима Мусатова провела исследование мотивационных факторов и взаимных ожиданий участников рынка труда в условиях цифровизации. Она выделила основные мотивы и пересекающиеся интересы различных поколений.
Представители поколения X ценят заработную плату, новый опыт и возможность самореализации. Они предпочитают свободу действий, баланс между работой и личной жизнью, дух предпринимательства. Поколение Y оценивает возможность карьерного роста, уровень заработной платы и гибкий график работы. Поколение Z, в свою очередь, отличается высокой включенностью в информационные процессы, развитой многозадачностью и предприимчивостью.
Исследование также выявило различия в отношении к цифровым технологиям. Представители поколения Z понимают важность владения digital skills, в то время как представители поколений X и Y не придают этому такого значения.
Сима Мусатова пришла к выводу, что понимание особенностей поколения Z и их правильная мотивация могут сделать их золотым кадровым составом для любой компании. Руководителям и специалистам по управлению персоналом следует готовиться к новым вызовам и учитывать специфику этого поколения в процессе взаимодействия.