Как поддержать первоклассника: разговор по душам
Почему важно обсуждать день с детьми
Почему бы нам не рассказать, что у нас было хорошего и интересного сегодня? — предлагаю я детям, которые ждут сказку на ночь. В руках я держу голубого слона. Он будет переходить из одних теплых ладошек в другие и слушать все, что накопилось за день.
Не будем забывать и о том, что нам сегодня не очень понравилось. Давайте я начну.
Мой взгляд на сегодня
Я рассказываю свою версию сегодняшнего дня. Удивительно — мы почти все время были вместе, а впечатления у каждого свои.
Дочь поведала тайны дворовой игры — те, что раньше договорились хранить под грифом «секретно». Поделилась, что ей не очень-то нравится преподаватель (и вовремя — теперь я знаю, что с этим делать). Сын совершенно забыл, как утром радовался подарку. Я же отметила, что мне понравилась сказка, которую он сегодня придумал.
Этот ритуал появился в нашей семье, когда старшая дочь пошла в школу. Я как педагог понимала, что ее адаптация в новом качестве очень сильно зависела и от качества нашего общения. А оно вместо доверительно-глубокого становилось все более формально-дружественным.
Почему важно обсуждать день с детьми
Часто мамы, особенно с несколькими детьми, интересуются только тем, как «накормить-одеть-постирать». Это понятно: быт затягивает, сил на семью и качественное общение остается все меньше. В какой-то момент ниточка понимания между родителями и детьми начинает рваться.
- Включаться в обсуждение наравне с детьми. Рассказывать о своих удачах и неудачах — конечно, учитывая возраст ребенка.
- Не давать оценок заключениям ребенка («Ну разве это хорошо?!»).
- Отмечать успехи детей. Например, фраза: «Мне понравилось, какие красивые буквы у тебя сегодня получилось написать» способна мотивировать ребенка учиться старательнее.
Важно установить очередность и не перебивать, пока кто-то не закончил. Можно использовать игрушку — говорит тот, у кого она в руках.
Заключение
Этот нехитрый вечерний ритуал поможет ребенку проговорить случившееся за день, осознать свои чувства и почувствовать поддержку родителей и старших детей.
Автор текста: Мария Швецова — педагог, игропрактик, специалист по техникам эффективного обучения, автор и ведущая курса для родителей школьников по поддержанию мотивации к обучению.