Шизотипический взгляд на мир: посмотрите на картины художников-аутсайдеров
Выставка "Аутсайдервиль" в рамках Фестиваля психического здоровья PsyФест
Автор: Ольга Фоминых
Мы думаем, что знаем, «о чем говорят мужчины». Но о чем они молчат – тайна, веками скрытая за завесой установок традиционного общества. Даже сейчас это загадка как для женщин, так и для самих мужчин.
Однако представители аутсайдер-арта пытаются рассказать о своих внутренних переживаниях – с помощью холста и красок, а иногда скульптуры, фотографии и музыки. Художники-аутсайдеры создают произведения искусства, не ориентируясь на зрителя или некий шаблон. Они работают исключительно для себя, находясь на границе социальных групп, систем и культур, испытывая влияние противоречивых друг другу норм и ценностей, сохраняя свою аутентичность.
Ольга Фоминых и Нина Лучинкина из Санкт-Петербурга создали проект "Аутсайдервиль" для поддержки людей с ментальными особенностями и художников-аутсайдеров в России. "За стеной" – выставка мужского аутсайдер-искусства, которой они поделились с публикой. Выставка проходит в рамках Фестиваля психического здоровья PsyФест, посвященного психическому здоровью мужчин, который проходит в Волгограде с 20 сентября по 22 октября.
Организаторы не объясняют смыслы картин, потому что сами художники не хотят этого делать. Они творят, а зритель уже ищет в себе отклик на произведения.
Художники на выставке
Сергей ЭсУ
Сергея из Нижнего Новгорода было шизотипическое расстройство, а также алкогольная и наркотическая зависимости. Свое творчество художник называл "психоарт".
Сергея в этом году не стало, он сам решил свою судьбу. Организаторы выставки призывают ценить то, что он создал при жизни: "Попав в 'Аутсайдервиль', Сергей стал автором, резидентом и полноценным членом команды, генератором самых смелых и ярких идей. В нем было бесконечно много жизнестойкости и любви к этому миру. За добровольным уходом Сергея мы призываем ценить то, что он создавал при жизни и вопреки болезни".
Александр Савченко
Несмотря на возраст, осложнения со зрением и материальные трудности, 67-летний художник умудряется регулярно курсировать на электричках из Великого Новгорода в Петербург, Москву и другие города, чтобы продемонстрировать свои работы и посетить местные святыни и достопримечательности.
Александр часто предлагает неизвестным людям переночевать у себя, за это он их рисует. Пенсию он отдает цыганке из соседнего подъезда, чтобы та о нем молилась. Вещам художник не придает значения: "Если кто-то взял, значит, ему нужнее было".
Юра Зеленый
Большую часть жизни 70-летний художник провел в инвалидной коляске из-за врожденного ДЦП и был обаятельным, улыбчивым и харизматичным человеком.
Всю жизнь он рисовал, невзирая на физические ограничения. Картин накопилось огромное количество – их обнаружили измятыми, надорванными, спрятанными в старом мешке. Юра Зеленый самостоятельно научился читать и писать, занимался самообразованием, знакомился с классикой мирового кинематографа и интересовался историей.
Валентин Симанков
Фотохудожник начисто презирает цифру и все, что с ней связано, его работы выполнены только в традиционной технике черно-белой фотографии: бумага, бром, серебро. Автора можно назвать современным фотоалхимиком: он делает снимки, в процессе печати импровизирует самыми невообразимыми способами, при проявке использует стихийные химические реакции.
У фотохудожника узнаваемый стиль: многослойные коллажи, в основе которых авторские фотографии, элементы книг, газет, фрагменты бытовых предметов, собственная графика и письма с шутливыми надписями или стихотворными комментариями.
Андрей Гализини
Лихие 90-е, психические патологии, лечение в психиатрических учреждениях, зловредные привычки, антисоциальный образ жизни и общение с маргинальными слоями общества не раз ставили под угрозу жизнь Гализини. Творчество явилось спасением, реанимацией и реабилитацией. Гализини работает с натуральными материалами: дерево, текстиль, глина.
Многие сюжеты в работах Андрея стали отсылкой к детским воспоминаниям о бедных темных деревнях и днях, полных тяжелого унылого труда. Благодаря любви художника к карикатурам и стилистике журнала "Крокодил" в его картинах читается сарказм, а порой – тонкая ирония.