Больше чем развлечение: почему с ребенком нужно играть как можно чаще
Игровая активность детей: почему это важно
Игра у детей — это не просто развлечение, это серьезный инструмент, который помогает им познавать мир и развиваться. Но какие принципы следует придерживаться, чтобы игра была максимально полезной для ребенка?
Игра должна быть спонтанной
Речь не только о красивых игрушках и пособиях — играть можно с чем угодно. Главное, чтобы игра включала в себя спонтанную инициативу ребенка и была ему интересна. Она не должна представлять собой просто его реакцию на подсказки и предложения других людей. В игре ребенок должен сам делать выбор и делиться своими идеями с другими участниками.
Польза игры для развития детей
Игра — универсальный способ, при помощи которого дети с рождения познают окружающий мир. Кроме того, именно эта деятельность создает нужный контекст для освоения коммуникативных и языковых навыков.
1. Развитие когнитивных и социальных навыков
Исследования показывают, что игры с родителями и сверстниками оказывают непосредственное влияние на структуру и функционирование мозга детей. Этот процесс формирует нейронные связи, отвечающие за важные когнитивные и социальные навыки, способствует формированию безопасных, стабильных и заботливых отношений ребенка со взрослыми, помогает освоить важные социальные правила и роли и учит общаться со сверстниками.
Доказано, что дети, которые возятся с игрушками, воспринимают мир вокруг себя как исследователи: учатся наблюдать, действовать и внимательно слушать окружающих.
Только в мотивирующей активности, которая отвечает интересам ребенка, развиваются творческие возможности. Дети учатся новому именно через наблюдение и активное участие, а не через пассивное запоминание или в результате следования жестким инструкциям. Поэтому во всех успешных образовательных программах для дошкольников всегда используют игровой подход в обучении.
2. Борьба со стрессом
Игра также помогает детям справиться со стрессом. В одном из исследований детям в возрасте 3-4 лет, которые тревожились при поступлении в дошкольное учреждение, предложили 15 минут поиграть с игрушками или со сверстниками. У них наблюдалось двукратное снижение тревожности по сравнению с теми детьми, которые слушали, как учитель читает сказку.
3. Умение договариваться
Дети обсуждают и придумывают правила, что требует переговоров и сотрудничества. Играя со сверстниками, они учатся использовать все более сложный язык, оттачивают коммуникативные навыки.
4. Физическое развитие
Игры, связанные с двигательной активностью, полезны для физического развития детей.
Последствия отсутствия игры
Дети с небольшим опытом позитивных и веселых игр к моменту поступления в школу могут испытывать сложности во взаимодействии со сверстниками. Возрастают риски изоляции, травли — а в некоторых случаях они сами могут становиться обидчиками. Эта тенденция прослеживается и в более старшем возрасте.
Например, есть исследование, которое подтверждает связь между отсутствием игры в раннем детстве и склонностью к насильственной, антисоциальной и преступной деятельности. В нем участвовали около шести тысяч молодых мужчин, которые находились в заключении за совершенное убийство. По их собственным описаниям или по воспоминаниям членов семьи, они не играли на детской площадке и не могли вспомнить имена друзей во дворе. В итоге издевательства и неадекватно проявляемая агрессия стали их «игровыми» моделями.
Игра у детей с аутизмом
Дети с аутизмом играют по-своему, и им может быть сложно участвовать в обычных играх со сверстниками. Программа JASPER разработана специально для таких детей, чтобы помочь им развивать социальные навыки через игру.
Программа JASPER существует уже 20 лет и показывает отличные результаты. Она помогла многим детям с аутизмом улучшить свои коммуникативные навыки и адаптироваться в обществе.
Итак, игра — это не только развлечение, но и серьезный инструмент развития детей. Помогайте своему ребенку играть, и он будет счастлив и успешно развиваться!