PCM-методика в психологии: что это и с чем ее едят?
История создания PCM-методики
Основы PCM-методики были заложены в 1972 году американским психологом Тайби Кэлером, когда он защищал докторскую диссертацию в университете Пердью. Методика уходит корнями в теорию трансакционного анализа, которая, в свою очередь, восходит к психоанализу Зигмунда Фрейда. Идея Кэлера была максимально проста: коммуникация состоит из стимулов и реакций на стимулы, которые зависят от типа личности и легко поддаются анализу.
Типы личности в РСМ
PCM предполагает, что в каждом из нас присутствуют шесть типов личности в разных пропорциях:
- Душевный
- Логик
- Упорный
- Деятель
- Бунтарь
- Мечтатель
Согласно методике, у каждого типа личности есть свои достоинства и недостатки, которые необходимо учитывать в коммуникации. Невозможно встретить человека, имеющего черты лишь одного типа, каждый коммуникатор — сложная личность, в которой базовый тип выражен сильнее, чем другие.
Где и как применяется PCM-методика
PCM применяется во многих странах мира в таких организациях, как NASA, BMW, Pixar, Apple, Сбербанк, «Билайн», «Сколково». Для бизнеса это практичный инструмент, который позволяет улучшить коммуникацию в компании, сплотить команды и снизить конфликтность.
Методика также нашла применение в сфере индивидуальных и семейных консультаций. Знание PCM позволяет управлять своими эмоциями и конфликтными ситуациями, улучшить семейные отношения и понимание близких.
Как освоить PCM-методику
Существует несколько форм обучения PCM. Обычно процесс начинается с заполнения личного профиля и индивидуальной консультации, где клиент получает общую информацию о методе. Для компаний проводятся двухдневные тренинги, а для желающих более глубокого понимания методики — продвинутые тренинги.
После обучения каждый может применять модель процесса коммуникации в повседневной жизни. Даже если у человека есть проблемы, требующие долгосрочной терапии, использование PCM поможет снизить их остроту и проходить терапию в более ресурсном состоянии.
PCM является эффективным инструментом для улучшения коммуникации, управления конфликтами и развития личности. Понимание себя и окружающих помогает создать гармоничные отношения как в бизнесе, так и в личной жизни.