Свобода, равенство, братство: какие они, «бирюзовые» компании?

Свобода, равенство, братство: какие они, «бирюзовые» компании?
Опубликовано 11-03-2024, 22:54 в Саморазвитие | Карьера и самореализация

Российский бизнес в поисках новых трендов

Российский бизнес, зародившийся в 90-е годы, продолжает искать свое место под солнцем, пробуя на вкус различные модные течения и концепции. Консалтинговые агентства предлагают новые стратегии процветания, основанные на японской или американской системе управления. Сотрудники же активно изучают новые правила бережливого производства и стремятся найти ценности, которые будут определять их жизнь и работу.

Что такое бирюзовые компании?

Понятие бирюзовых компаний возникло из идеи спиральной динамики, предложенной американским психологом Клер Грейвз. В 2014 году бельгиец Фредерик Лалу применил эту концепцию к компаниям, выделив пять цветовых стадий развития. Бирюзовая стадия является высшей точкой развития, где бизнес-процессы строятся на принципах самоорганизации, ориентированы не на экономические показатели, а на общечеловеческие цели, а мотивация сотрудников зависит от возможности самореализации.

Идея бирюзовых компаний вызвала интерес по всему миру, и Россия не осталась в стороне. Многие российские бизнесмены начали перестраивать свои компании в направлении «бирюзы», а сотрудники стремятся к свободе без жесткого контроля и к личностному развитию. Однако насколько реальны эти надежды?

Цветовая дифференциация в организациях

Концепция Лалу выделяет семь стадий развития организаций, из которых сегодня существует пять. На первой, импульсивной стадии (красной), преобладает директивный стиль управления сверху вниз, сотрудники воспринимаются как ресурсы и выжимаются безжалостно.

На второй стадии, конформистской (янтарной или желтой), устанавливаются стабильные иерархии, а на третьей, конкурентной (оранжевой), сотрудники начинают вносить свой вклад в развитие компании.

Четвертая стадия, плюралистическая (зеленая), предполагает наличие системы ценностей, где сотрудники выбираются не только по компетенциям, но и по ценностной шкале.

И, наконец, бирюзовые (эволюционные) компании представляют собой организации, где ценятся не деньги, а желание приносить пользу обществу, развиваться и открывать новые навыки.

Выход из зоны комфорта

В современной России все еще преобладает авторитарный стиль управления, унаследованный от советской эпохи. Однако современным бизнесменам становится понятно, что для развития компании необходимо изменить культуру и стать привлекательными для креативных сотрудников, которые ценят интересные задачи и движуху.

Сопротивление переменам встречается не только среди сотрудников, но и среди владельцев компаний. Однако рынок требует новых продуктов и идей, и для этого необходимо двигаться вперед, меняя устаревшие подходы.

Процесс осознания и изменений в российском бизнесе будет длительным, но важным для развития организаций и страны в целом.

0
0
0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сейчас обсуждают
Скрыть комментарии Показать обсуждения