6 комплексов собственника: как вещи владеют нами
Психология цены: почему продавцы и покупатели не сходятся в цене
Каждый, кто хотя бы раз пробовал продать дом, машину, обнаруживает, что продавцы и покупатели редко сходятся в цене. Достаточно просмотреть раздел объявлений о продажах в местной газете, и найдутся примеры, как люди завышают стоимость обычных товаров. Дело не в том, что продавец не в себе. Безусловно, продавцы хотят получить как можно больше денег, но при этом допускают возможность поторговаться.
Чувство собственности и психология продаж
У поведения покупателя свои особенности. Мы хватаемся за спецпредложения вроде: «Через 30 дней мы вернем вам деньги». Разве не счастье — завладеть новой цифровой фотокамерой, когда знаешь, что ее можно вернуть? Хотя чаще всего она остается у нас. На сайтах-аукционах типа EBay мы устанавливаем для себя предел торга, но выходим за него через минуту, потому что кто-то перебил ставку.
Специалисты поведенческой экономики утверждают, что чувство собственности — реальное, частичное или виртуальное — оказывает странное действие. Давайте посмотрим, насколько сильно проявляются эти странности в контролируемых условиях.
Исследование Зива Кармона и Дэна Ариели
В 2000 году Зив Кармон и Дэн Ариели устроили эксперимент. Сначала они поделили студентов на две группы: тех, кто выиграл билеты, и тех, кто остался ни с чем, но страстно хотел попасть на матч. Затем стали обзванивать участников эксперимента, чтобы узнать, за сколько счастливые обладатели согласны продать билеты и какую цену готовы заплатить те, кому не повезло.
Разница в цене, установленной покупателями и продавцами, оказалась колоссальной. Желающие попасть на решающий баскетбольный матч были готовы выложить за билет в среднем $166. Однако выяснилось, что цена покупателей даже близко не стояла с ожиданиями продавцов. Обладатели билетов назвали совершенно дикую сумму: в среднем $2411!
Эффекты собственности
В книге «Предсказуемая иррациональность» Дэн Ариэли утверждает, что у чувства собственности есть шесть странных эффектов.
- Собственность усиливает чувственное восприятие ценности
- Мы склонны фокусироваться на потерях
- Нам кажется, что все разделяют наши чувства
- Вложенные усилия обостряют восприятие ценности
- Виртуальная собственность
- Частичная собственность
Будем объективны. Выходит, мы запрашиваем баснословную цену за имущество не от жадности. Отношение к разному барахлу действительно сильно меняется, как только оно становится нашим. К сожалению, пристрастия приводят к негативным последствиям. Устанавливая немыслимую цену на вещи, которые пытаемся продать, мы вообще ничего не продаем. Напротив, когда покупаем, втягиваемся в виртуальную и частичную собственность, хотя не особенно нуждаемся в этих вещах.
Вывод
Казалось бы, проблемы решаются просто: стараться объективно оценивать имущество и обдумывать каждую покупку. Трудно оставаться беспристрастным, когда продаешь то, чем дорожишь, и легко создавать воображаемые отношения с тем, что хочется получить.
Теоретически рецепт «Как побороть комплексы собственника» состоит в объективности и беспристрастии. Возможно ли такое просветленное отношение к собственности? Что скажете?