Неожиданный способ повысить самооценку ребенка
Знание корней - залог стабильности
Я не придавала большого значения беседам о том, где познакомились бабушка с дедушкой или как они провели детство. Пока однажды мне на глаза не попалось исследование 1990-х годов. Психологи Маршалл Дьюк и Робин Фивуш из Университета Эмори в США провели эксперимент и выяснили: чем больше дети знают о своих корнях, тем стабильнее у них психика, выше самооценка и больше уверенность в том, что они могут управлять своей жизнью.
Связь с прошлым
«Рассказы родственников дают ребенку возможность проникнуться историей семьи, формируют чувство связи с другими поколениями, — прочла я в исследовании. — Даже если ему всего девять, он ощущает единение с теми, кто жил сотню лет назад, они становятся частью его личности. Благодаря этой связи развиваются сила духа и жизнестойкость».
Эксперимент на детях
Я решила опробовать опросник ученых на собственных детях. Они легко справились с вопросом «Знаешь ли ты, где выросли твои родители?», но вот на бабушках и дедушках запнулись. Потом мы перешли к вопросу «Знаешь ли ты, где твои родители познакомились?». Тут тоже заминок не было, причем версия оказалась очень романтичная: «Ты увидела папу в толпе в баре, и это была любовь с первого взгляда».
Важность рассказов
А вот на встрече бабушки с дедушкой опять забуксовали. Я рассказала, что родители мужа познакомились на танцах в Болтоне, а мои папа и мама встретились на митинге кампании за ядерное разоружение.
Семейные истории
«Знаешь ли ты, что происходило в семье, когда ты (и твои братья или сестры) родились?» Старший был совсем маленьким, когда появились близнецы, но вспомнил, что тогда называл их «розовый малыш» и «голубой малыш».
Истории о трудностях
«Знаешь ли ты, где работали твои родители, когда были совсем молодыми?» Старший сын сразу вспомнил, что папа развозил газеты на велосипеде, а младшая дочь — что я была официанткой, но у меня это плохо получалось (я постоянно разливала чай и путала чесночное масло с майонезом).
Формирование стойкости
Даже нелепые истории из моей юности им помогают: так они узнают, как их родственники преодолевали трудности. «Неприятную правду часто скрывают от детей, но рассказы о негативных событиях могут быть важнее для формирования эмоциональной стойкости, чем позитив», — говорит Маршалл Дьюк.
Типы рассказов
Существует три типа рассказов о семейной истории: О возвышении: «Мы добились всего из ничего». О падении: «Мы все потеряли». И самый удачный вариант — «качели» от одного состояния к другому: «У нас были и взлеты, и падения».
Заключение
Я выросла на рассказах последнего типа, и мне нравится думать, что и дети запомнят эти истории. Мой сын знает, что его прадедушка стал шахтером в 14 лет, а дочь — что прапрабабушка пошла работать, когда была еще подростком. Дьюк считает, что обсуждение семейных драм может стать хорошей основой для взаимодействия родителей и детей, когда возраст сказок на ночь пройдет. «Даже если героя рассказа уже нет в живых, мы продолжаем учиться у него».
Об авторе
Ребекка Харди — журналист, живет в Лондоне.