Моему ребенку плохо в школе: к кому обратиться за помощью?
В современной психологии существует множество школ и направлений, каждое из которых предлагает свой уникальный подход к работе с клиентами. Однако, как определить, какой метод ближе всего к вам? На конференции «Генезиса» #PROподход ведущие специалисты различных терапевтических направлений делились своим видением того, как эффективно работать с заданными запросами.
**Адлерианский подход:**
Психолог Марина Чибисова рассказывает о работе с родителями, чьим десяти-одиннадцатилетним детям трудно в школе. Она подчеркивает важность понимания жизненного стиля каждого человека, формируемого еще в детстве. Дети, как отмечает психолог, часто наблюдают за окружающими, но не всегда правильно интерпретируют происходящее. Важно помочь родителям понять, какие цели преследует их ребенок, и какие ошибочные убеждения могут быть у него.
Чибисова выделяет четыре «ошибочные цели», которые могут преследовать ребенка: привлечение внимания, борьба за превосходство, месть и демонстрация своей слабости. Работая с родителями, психолог помогает им распознавать эти цели и перенаправлять поведение ребенка на более конструктивный путь. Важно разрабатывать новые стратегии реагирования на поведение ребенка и вовлекать всех членов семьи в обсуждение задач.
**Гештальт-терапия:**
Алина Алексанянц подчеркивает важность работы с клиентами на трех уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. В гештальт-подходе отношения клиента и терапевта строятся как диалог равных, обогащающих друг друга. Психолог помогает клиенту осознать, как происходящее здесь и сейчас отражается на его прошлом и связано с будущим.
Алексанянц выделяет важность выявления неудовлетворенных потребностей клиента и помощи ему найти свой путь решения проблемы. Часто тревога и бессилие клиента находят отклик в его собственном детстве, и работа с этими аспектами позволяет найти путь разрешения проблемы.
**Когнитивно-поведенческий подход:**
Дмитрий Фролов описывает работу с клиентами через призму рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ). Его задача — помочь клиенту осознать связь между мыслями, эмоциями, событиями и поведением, и показать, что он может изменить любую из этих переменных.
Фролов выделяет необходимость выявления иррациональных убеждений клиента, лежащих в основе его дисфункциональных эмоций. Через сократический диалог и другие методы психолог помогает клиенту оспорить иррациональные идеи и изменить их на рациональные. Важно также обсудить с клиентом его ценности и цели, чтобы помочь ему принять ситуацию и найти путь к решению проблемы.
Каждый из этих подходов предлагает уникальные методы работы с клиентами и помощи им в решении их проблем. Важно выбрать подход, который соответствует вашим ценностям и потребностям, чтобы добиться наилучших результатов в работе над собой и своими отношениями.